Обязанные родители. Этот термин прочно обосновался в общественном сознании после вступления в силу Декрета Президента Республики Беларусь, направленного на защиту детей в неблагополучных семьях. И поскольку речь в нём идёт о дополнительных мерах по этой защите, следовательно тех, ранее принятых, явно недостает.
– Получается, семья, должная быть своего рода защитным коконом для ребёнка, пока он формируется физически и духовно как полноценная личность, становится для него в ряде случаев неблагополучной средой? Той самой, о которой идёт речь в президентском Декрете? – задаю вопрос заместителю председателя райисполкома Светлане Деруго, курирующей социальную сферу.
– К сожалению, в силу разных причин семья иногда теряет свою способность к самозащите. Ту, природой данную отцу и матери, которая должна быть заложена в их сознании уже на уровне физиологического инстинкта. Последний теряется, когда смещаются понятия о нравственности, долге и родительских обязанностях, когда приобретённые пагубные привычки уничтожают здоровый духовный фон семьи.
– Поскольку Декрет №18 направлен на защиту детей, возводя её в ранг государственной политики, прокомментируйте, пожалуйста, основные направления комплексной работы, очерченные райисполкомом в рамках исполнения президентского Декрета.
– Для начала, нам просто нужно иметь информацию о детях, которые находятся в социально опасном положении. Естественно, взять их на учёт. Это, поверьте, совсем не простая работа. Потому отработано взаимодействие медицинской участковой службы с акушерским отделением. Для начала – в плане информирования о беременности женщин из неблагополучных семей. За такими постоянно ведётся наблюдение. Родившиеся у них дети не сразу выписываются, а переводятся в педиатрическое отделение больницы. А с родителями, обоими, работают тем временем все службы – социальная, комиссия по делам несовершеннолетних, милиция, орган опеки. При необходимости – врач-нарколог. С КДН согласовывается вопрос выписки новорожденных. Ведь ребёнок из первых дней жизни никоим образом не должен попасть в неблагополучную для его развития среду.
– Но… случилось: попал. Ведь бывает такое, что быт семьи не вызывал настороженности у всех вышеперечисленных служб. Или с рождением ребёнка в ней наступил период мнимого благополучия…
– Согласна. Главное в этом случае – держать ситуацию под контролем. Дети первого года жизни, которые попали в социально опасную среду, патронируются два раза в неделю, дети от года до трёх – не реже одного раза, от трёх до шести – не реже одного раза в месяц. При таком пристальном внимании, согласитесь, невозможно скрыть факты детской незащищённости, опасности, которой может быть подвергнуто физическое и нравственное состояние ребёнка.
– Вернёмся к другим мерам по исполнению Декрета №18. Выявить, поставить на учёт, наладить контроль – это одно дело. Создана ли методика работы с неблагополучными семьями? И если – да, то насколько она результативна?
– Оздоровлением неблагополучия, вместе с сельисполкомами по месту жительства, занимаются все вышеперечисленные мною заинтересованные службы. Очень часто эффективной бывают пропаганда здорового образа жизни, ориентир на традиционные семейные ценности. А результат? По состоянию на 1 мая текущего года в нашем районе признаны находящимися в социально опасном положении 138 детей из 78 семей. Два года назад эти цифры выглядели таким образом: 165 детей на 117 семей.
– Но… случилось. (Кажется, я повторяюсь). Воспитать, поставить на путь истинный не получилось…
– При наличии угрозы жизни и здоровью детей готовится ходатайство в комиссию по делам несовершеннолетних об отобрании их у родителей. За последние пять лет в районе признавались нуждающимися в госзащите 210 детей из 118 семей. Отрадно то, что 99 возвращены в биологические семьи, а 86 стали сиротами, в связи с лишением их родителей родительских прав. Пьянство отца или матери, в связи с этим отсутствие семейного уюта – основные причины вынужденных кардинальных мер. Сегодня в районе находятся на государственном обеспечении 330 детей так называемой сиротской категории.
– И согласно президентского Декрета, биологические родители должны возмещать средства, затраченные государством на их содержание…
– Общая численность обязанных лиц у нас составляет 396 человек, менее третьей части из них проживает на территории Вилейского района. Полностью возмещают средства на содержание детей только 25 человек. Хотя в аналогичном периоде прошлого года цифра была наполовину меньше. Так что явный прогресс в этом деле имеется. Хотя до идеального варианта ещё очень далеко. Не достигли мы и среднеобластного показателя, за что подвергаемся постоянно справедливой критике. Общий процент возмещения по району с начала 2013 года составил 53,4%, средний по области – 63,8%.
– На заседании райисполкома, где Вы докладывали о ходе реализации Декрета №18, анализировались причины этой ситуации…
– У нас, так уже сложилось,часть обязанных лиц находятся в местах лишения свободы. Выплаты оттуда, конечно, небольшие. Часть горе-родителей – в розыске,кто-то – в декретном отпуске. Хотя в целом процент взыскания по сравнению с прошлым годом у всех учреждений-взыскателей (а это отдел образования, вилейский профтехколледж, спецшкола-интернат, Ильянский аграрный колледж) стал значительно выше.
– Насколько я понимаю, существует проблема с трудоустройством обязанных лиц, в силу понятных причин утративших всякую профессиональную квалификацию.
– Большой проблемой является потому невыполнение требований Декрета нанимателями в плане предоставления сведений о наличии свободных рабочих мест. Воспользоваться свободными вакансиями, предоставленными в отдел занятости, не всегда возможно. Поскольку в большинстве они предполагают использование квалифицированного труда.
– Закон, конечно, нужно исполнять. Но поневоле посочувствуешь руководителям, которые должны работать с подобной категорией. Помнится, в своём докладе Вы называли случаи уклонения обязанных лиц от явки на работу. И трудно, наверно, аппелировать к совести людей, предавших самое дорогое, что может быть у человека – собственного ребёнка.
– Трудно, но нужно. К тому же Декрет предполагает и уголовную ответственность за нарушение трудового законодательства.
Однако есть и положительные примеры работы с обязанными лицами. Предприятие «Вилейское ЖКХ», завод стройдеталей, агрофирма «Илья», Вилейский колледж. Здесь и руководство, и коллектив, вместе, в связке, постоянно работают с такими людьми, понимая государственную важность проблемы. А вообще хочу сказать, что она может быть решена при возрождении нравственного воспитания в семье, восстановлении высокого авторитета родителей, статуса семьи. Как это и было в традициях и культуре нашего народа.
Мария КУЗОВКИНА