Светлана Герасимович, в прошлом – председатель Минского областного Совета депутатов, а ныне – председатель Постоянной комиссии Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению – личность, известная на Вилейщине. Определённое время она была представителем облисполкома в Вилейском районе. Вилейчане выдвигали её в верхнюю палату Парламента полагая, что оказанное доверие Светлана Михайловна, безусловно, оправдает. Что для неё, как и прежде, будут близки интересы вилейского региона. Хотя диапазон нынешней деятельности Светланы Герасимович несравненно более широкий. В ней превалируют законотворчество, организация работы комиссии, межпарламентские контакты, международное сотрудничество.
На прошлой неделе состоялась очередная поездка Светланы Герасимович в Вилейский район. Она приняла участие в работе семинара председателей и управляющих делами сельисполкомов, любезно согласившись дать интервью нашему корреспонденту.
? Интересно было бы из первых уст узнать, какие приоритетные направления определила для работы Ваша комиссия, кто входит в её состав, на каких принципах он формируется? Согласитесь, что подобная информация полезна всем, кто проявляет интерес к реализации законодательной политики государства и тем, кто её осуществляет… Об этом свидетельствуют мониторинг общественного мнения, который постоянно проводит районка среди своих читателей.
– В состав комиссии Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению, которую я возглавляю, входит 12 человек. Они сами её выбрали, поскольку комиссия создаётся на принципах добровольности. Я полагаю, моим коллегам интересно работать именно здесь, хотя род их профессиональной деятельности в выборе, на мой взгляд, особой роли не сыграл. В комиссии работают и мэр Минска, и специалист сельского хозяйства, и журналист… Есть у людей такой госуадрственный интерес – они его и реализуют.
В течение первой сессии нами подготовлено шесть законопроектов. Мы уже успели наладить тесное сотрудничество с профильной комиссией Палаты представителей. И потому, чтобы ускорить рассмотрение того или иного законодательного акта, работаем параллельно. Проводим совместные семинары, круглые столы. Результативность этой работы – налицо: около двух десятков законов рассмотрены и одобрены Советом Республики в течение первой сессии.
? Учитывается ли мнение общественности при подготовке законопроектов? Если да, то каким образом? Приходилось слышать о научно-консультативном Совете при Совете Республики. Что это за структура, кто туда входит и каковы её функции?
– Действительно, есть такой Совет при Президиуме Совета Республики. Он создан для всесторонней подготовки законопроектов к рассмотрению в верхней палате Парламента. В его составе – учёные, представители Минфина, Минэкономики, крупных предприятий. По сути, это эксперты в различных областях экономики. Они своими консультациями помогают установить связь закона с жизненной практикой, то есть, посмотреть на него более широко. Безусловно, предложения экспертов носят рекомендательный характер, но это не умаляет их значимости. Возглавляет научно-консультативный совет заместитель председателя Совета Республики Анатолий Русецкий, доктор технических наук, профессор. Сегодня совет приступает к рассмотрению тех актуальных проектов законов, которые должны законодательно обеспечить реализацию Программы социально-экономического развития страны на текущую пятилетку. «О концессиях», «Об энергосбережении», «Об инвестициях» – я назвала только некоторые из них.
? Из приоритетных направлений деятельности Совета Республики, кроме законотворчества, какое ещё Вы хотели бы выделить? И почему именно? Аргументируйте, пожалуйста, свою позицию.
– Безусловно, международный аспект. Вы, конечно, догадываетесь, почему. Беларусь должна укреплять свои позиции в мире. Для сохранения Статуса независимого государства и на этой основе – равноправного сотрудничества с теми, кто нас окружает. Для нас важно, чтобы отношения с мировым пространством строились на принципах взаимоуважения и доверия. А благоприятствовать этому должно то правовое поле, на фоне которого они будут развиваться. Потому парламентское законотворчество я ни в коей мере не отделяю от стратегии сотрудничества, а считаю его основополагающим моментом. Ряд рассмотренных нами законопроектов как раз и предусматривает развитие правовой базы международных отношений. Энергетика и таможенная сфера, торговля, образование, туризм – это те сферы, в которых страной накоплен большой положительный опыт сотрудничества. Задача Совета Республики – совершенствовать правовую базу Таможенного Союза, Единого экономического пространства. Мы обновили состав комиссии по межрегиональному сотрудничеству с Советом Федерации Федерального собрания России. И скоро состоится его очередное заседание. Вопрос контактов с ближним и дальним зарубежьем обсуждён на встрече с сотрудниками Министерства иностранных дел.
– Что касается России, то отношения с её регионами давно устанавились на уровне народной дипломатии. У Вилейки, например, город-побратим – Можайск.. С ним у нас постоянный обмен делегациями. Многие вилейчане и можайцы уже знают друг друга в лицо. Завязываются контакты с Санкт-Петербургом, Ленинградской областью. То же касается и иных регионов области. Это Вам более, чем мне, известно. А шёл ли на совещании разговор (если да, то в каком контексте?) об отношениях с Евросоюзом?
– Безусловно. Барьера, искусственно воздвигаемого некоторыми политиками и, с позволения сказать, общественными деятелями, быть не должно. Сформировано 50 рабочих групп и 2 межпарламентские комиссии по сотрудничеству с парламентариями иностранных государств. В том числе, и входящими в ЕС. Я, например, возглавляю рабочую группу по контактам с парламентариями Германии. Работая в облсовете, я встречалась с послом Германии. Несмотря на трудности, которые в какой-то мере оправданы нашим общим трагическим прошлым, каналы для взаимодоверия с Германией, считаю, можно и нужно искать. И не только с Германией. Я возглавляю ещё две рабочие группы: по сотрудничеству с Турцией и Латвией. Разные этнические корни, разная законодательная политика государств, но есть несколько главных принципов, что объединяют людей. Человек, как существо социальное, всегда стремится к общению, взаимовыгодным контактам, пониманию и доверию. На этом можно и нужно строить отношения с совершенно разными народами. Как и с парламентами тех стран, в которых они проживают. Но контакты эти должны быть непосредственные, правильно Вы сказали, чтобы мы знали друг друга в лицо. Это основной принцип политики сотрудничества.
В середине февраля ожидаем визита коллег из России. Надеемся на конкретный результат. Буду откровенна: очень нелегко продвигать свой экономический интерес. Особенно на рынках зарубежья, где конкурируют разные товары. Хотя белорусская продукция в России, например, всегда идёт на «ура».
? Мы, кажется, вплотную подвели разговор ко внутренним экономическим проблемам страны. Если абстрагироваться от международных, какими вопросами социально-экономического развития регионов, наиболее значимыми и острыми, озабочен сегодня Совет Республики в целом и Ваша постоянная комиссия – в частности?
– Подготовкой и закреплением кадров в сельском хозяйстве. По этой теме будем проводить выездное заседание на базе Горецкого района Могилевской области. Надеемся подготовить по результатам обсуждения рекомендации для заинтересованных структур. Наша задача в этом плане – не просто вычленить проблемы, а определить пути их разрешения.
? Сейчас на слуху вопрос оптимизации структуры сельских Советов. Проект готовится и в нашем районе. Как Вы прокомментируете концепцию оптимизации и каково Ваше личное к этому отношение?
– Моё личное всегда преследует государственный интерес. А он в том, чтобы и кадры исполкомов сохранить, и не причинить неудобств населению.
Границы административных центров сельсоветов и хозяйственных структур должны совпадать. Безусловно, реализация проекта потянет за собой иные проблемы. Качество дорог, транспортное сообщение – всё это будет приводиться в соответствие со вновь возникшими ситуациями. А они, несомненно, возникнут. На мой взгляд, крупные агрогородки должны иметь свой пункт милиции. Где бы работал не только участковый инспектор, но и другие, например,представитель службы по делам несовершеннолетних.
? Власть, и законодательная в том числе, делают всё возможное для того, чтобы люди жили в комфортной, благоприятной для их мироощущения и физического самочувствия среде. Но что делать с той бациллой недовольства, которая нет-нет да и отравляет сознание человека?
– Как говорится, нет предела совершенству. А бацилла? Мы никогда не бываем всем и абсолютно удовлетворены. Недовольство, если оно эпизодично, пусть живёт в человеке. Как стимул к действию, которое он должен предпринять, чтобы лучше обустроить себя и окружающий мир. Мы проводим мониторинги, изучаем общественное мнение. Для того, чтобы создавать законопроекты, востребованные обществом и временем.
Мария КУЗОВКИНА.
Фото автора