Знаете ли вы, уважаемые родители, с кем и в какой компании проводят свободное время ваши дети? Большинство из нас, взрослых людей, хочется верить, ответит утвердительно. Но есть и такие, кто призадумается, мол, кто его знает, у чада ведь каникулы, а я на работе…У педагога – психолога средней школы №3 Светланы Голубевой есть много информации и для детей, и для нас, родителей. Богатые теоретические знания и практика учителя дают основания доверять советам и рекомендациям Светланы Васильевны. О наших детях, о нас и о процессе воспитания – эта беседа.
– Заканчиваются весенние каникулы. Как ждут всегда наши дети этих свободных деньков! Только вот это – свобода – воспринимается по-разному. Для кого-то из детей это праздное ничегонеделание, которое нередко приводит к неприятным последствиям. Не так ли, Светлана Васильевна?
– Согласна. Поэтому организованный досуг детей – один из путей профилактики преступлений и правонарушений. Несомненно, что семья занимает доминирующее положение в данной проблематике, однако зачастую родители уделяют непозволительно мало времени организации досуга собственного ребёнка.
Неорганизованность свободного времени, отсутствие возможностей для полноценного отдыха, творческого и физического развития в кружках и секциях приводит к тому, что дети оказываются на улице. Освобождаясь из-под контроля взрослых, подростки предоставлены сами себе. С течением времени большинство из них отдаляется от родителей, всё меньше времени проводя в семье и всё больше – в компании приятелей. Некоторые родители имеют весьма смутное представление, что это за приятели. Кто-то просто не интересуется этим вопросом, считая, что ребёнок уже достаточно взрослый для того, чтобы решить самостоятельно, с кем ему общаться.
– И всё же большинство родителей старается учить детей разумному, наставляют на путь истинный…
– О чём бы взрослые ни говорили подросткам, как бы ни пытались организовать их жизнь, они должны понять, что психологически, социально и даже биологически для подростка главные приоритеты, стремления, удачи и неудачи находятся в области межличностного общения. И такая картина сохраняется до 16-17 лет. Их тусовки кажутся нам бессмысленными, пустыми, напрасной тратой времени. Но там, в этих тусовках, молодые люди реализуют свою острую потребность быть принятыми другими людьми и принятыми такими, какие они есть. Они идут туда, где нужны.
– Только вот знали бы папы и мамы, где находится это «туда»…
– 27 марта наша школа организовала рейд под названием «Улица без алкоголя». В нём приняли участие родители, классные руководители, педагоги социальные и педагог-психолог. С 21 до 24 часов мы посетили те места, где могут проводить время подростки – прошлись по городскому парку, скверам. И убедились, что у нас далеко не всё безоблачно… Встречали подростков, в том числе и девчонок, которые сквернословили, пили пиво. Неужели о них не волновались родители? Неужели отпустили в такое позднее время так вот «гулять»? В таком случае хочется напомнить, а некоторым довести до сведения статью 17.3 из Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь, которая гласит, что распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме предназначенных для употребления таких напитков, либо появление в общественном месте в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность, влекут наложение штрафа в размере до восьми базовых величин. Раскошелиться должны будут, конечно же, папы и мамы…
Для нормального развития человека любого возраста необходимы постоянные, строящиеся на положительной эмоциональной основе, открытые и доверительные отношения с окружающими. Правильно построенные отношения с ребёнком помогают родителям успешно преодолевать проблемы семейного воспитания. К сожалению, это происходит не всегда.
Проблемы неблагополучия в семье, безнадзорности при дееспособных родителях, проблемы жестокого обращения с детьми не теряют актуальности и в настоящее время, несмотря на большой комплекс государственных мероприятий, проводимых в этом направлении.
Огромное значение уделяется реализации Декрета Президента Республики Беларусь №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». Практика показывает, что родители, которые неправильно строят свои отношения с детьми, не умеют использовать приёмы воспитательного воздействия, подают отрицательный личный пример, однако считают себя сведущими в вопросах воспитания, не осознают своих ошибок. Вот пример. Та же суббота, 27 марта. У детишек начальной школы уже началось каникулярное время, однако один ученик с портфелем пришёл в школу к 8.00 утра. Отправила его мама! Женщина, к слову, потерявшаяся во времени из-за бесконечных пьянок и разгульной жизни.
В итоге при неоднократном посещении этой семьи и при содействии сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних ребёнок был помещён в детское отделение больницы для обследования состояния здоровья.
Решили мы проверить во время рейда и одну неблагонадёжную семью, где подрастает дочь-школьница. Звоним вечером в двери, родители долго не открывают, а потом кричат из-за двери: «Мы отдыхаем!». Дочери-школьницы, как выяснилось, в это позднее время дома нет. Где она? Вопрос риторический.
– Вывод нашей с Вами, Светлана Васильевна, беседы таков: школа делает очень много для наших детей: и даёт знания, и воспитывает, и даже заботится о том, чтобы ребята были вовремя дома, не нарушали закон. А чем же тогда занимаются и о чём думают родители? На этот вопрос должна найти правильный ответ каждая семья. А Вам, Светлана Васильевна, спасибо за беседу.
Подготовила Ирина БУДЬКО


