Перекрёсток. В статистике дорожно-транспортных происшествий это место фигурирует нередко. Именно в этой точке пересекаются транспортные и пассажирские потоки. И именно перекрёсток становится местом пересечения интересов обеих сторон – участников дорожного движения. Чей приоритет на дороге весомее? Водителя? А может, пешехода?
На дороге, особенно сейчас, когда зима явила себя во всей красе, главных нет, утверждает начальник отделения ГАИ Вилейского РОВД Алексей Альфер. В приоритете всегда безопасность и человеческая жизнь, а между участниками дорожного движения должны быть равноправие и взаимопонимание. «Взаимопонимание» – именно так называется стартовавшая программа, которая пришла на смену известной «Минус 100». Извечный конфликт – водителей и пешеходов – в условиях зимы проявляется особенно остро. «Вот бы хоть на день поменять местами пешеходов и водителей!» – такую фразу не раз приходилось слышать. Но в некоторых случаях такой расчёт себя не оправдывает. Жизнь показывает, что на практике в таких случаях происходит своеобразная рокировка – с точностью до наоборот. А между тем, правила дорожного движения одинаково строго регламентируют стиль поведения на дороге и для одних, и для других.
Многие, рассказал Алексей Альфер, сознательно или нет, игнорируют правила безопасного перехода проезжей части. Если же пешеходный переход не оборудован дорожными знаками или отсутствует разметка, правилами дорожного движения оговаривается,что на перекрёстке пересекать проезжую часть необходимо по линии тротуаров или обочин, вне перекрёстка – по кратчайшей троектории. Тёмное время суток также грозит опасностью. И если раньше тех, кто пренебрегал фликером, уговаривали его приобрести, то теперь в отношении таких граждан закон однозначен. От одной до трёх базовых – во столько обойдётся нарушение правил дорожного движения пешеходу (велосипедисту). Проводившимся ГАИ мониторингом ассортимента и цен установлено, что стоимость светоотражающих элементов варьируется от 2,5 до 9 тысяч рублей. Однако по-прежнему не все люди обозначают себя световозвращающими элементами.
Какие коррективы внесла погода в будни сотрудников ГАИ?
– С 5 декабря на территории области Госавтоинспекцией введён специальный план мероприятий «Погода». Госавтоинспекция осуществляет оказание помощи участникам дорожного движения, которые по каким-то причинам остались на проезжей части, – рассказал Алексей Альфер. – Также мы наделены полномочиями координировать работу дорожно-коммунальных служб и контролируем состояние дорожной сети (устранена или нет зимняя скользкость, исправны или нет светофоры). За всем этим – усиленный контроль и надзор, потому что практически на каждом метре пути подстерегает опасность. Перепад температур от +3 до -3 градусов способствует образованию наледи на скатных крышах и водостоках зданий. За этим мы также осуществляем надзор. И призываем пешеходов быть осторожными, по возможности обходить потенциально опасные места.
«Артерии жизни», проходящие через наш район, обслуживают три организации. Расчисткой дорог в городе и во всех агрогородках занимается ГУП «Вилейское ЖКХ». Все дороги, ведущие из города к сельским населённым пунктам (местные), обслуживает ДРСУ-162. По территории района проходят четыре республиканские дороги, две из них пересекаются в Вилейке. Эти дороги обслуживает ДЭУ-63. Более 70 единиц специальной техники сегодня в арсенале этих организаций для расчистки от снега и для обработки проезжей части противогололёдными материалами. В непростых погодных условиях имеет значение техническое состояние автомобиля. И каждый водитель должен это учитывать. Например, неисправность в системе обогрева и обдува ветрового стекла приводит к запотеванию стёкол и ограничивает обзор. В омывателе обязательно должна использоваться незамерзающая жидкость. В противном случае плохая видимость может стать причиной ДТП. Четыре колеса с зимним протектором шин – это аксиома. Поставив зимние шины только на передние колёса сэкономить не удастся – занос с непредсказуемыми последствиями может стоить намного дороже ещё одной пары шин. Есть ещё один важный нюанс, который имеет значение. Многие водители в весенне-летний период привыкают к определённому стилю вождения. Резкое трогание с места, резкое торможение, несоблюдение бокового интервала дистанции – на скользкой дороге этого лучше избегать: последствия могут быть самыми печальными.
– Водитель должен понимать, что, управляя транспортным средством, он является источником повышенной опасности. И он более защищён, чем пешеход или велосипедист. Поэтому на дороге нужно учитывать все факторы, которые могут спровоцировать причинение вреда кому-либо. Тогда ДТП с телесными повреждениями точно не будет, – таким был итог нашей беседы с Алексеем Альфером.
Так перекрёстки или взаимопонимание? Вопрос и к водителям, и к пешеходам.
Татьяна ШЕРШНЁВА.
Фото автора


