Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

Мастер и «маргаритки»

Талантливые люди талантливы во всём – в правдивости этой истины можно лишний раз убедиться, когда общаешься с художником Эдуардом Матюшонком. Известный мастер живописи творит не столько для реализации собственных идей и задумок, сколько для будущего других людей и, в частности, детей. Может, именно поэтому в студии изобразительного искусства при Центре внешкольной работы всегда многолюдно. Приходят дети и взрослые, парни и девушки, будущие художники и те, для кого этюдник или мольберт является тем средством, которое помогает раскрыть в себе скрытые таланты. NCN 004_kol

И свою задачу художник видит не только в том, чтобы вилейчане обрели навыки изобразительного искусства, но и чтобы здесь человек состоялся как личность. А научить жизни, как оказывается, подчас несоизмеримо сложнее, чем просто класть краски на холст.
– Студия появилась 23 года назад, – вспоминает Эдуард Матюшонок и задумывается: – Почему так получилось? Мы часто примеряем ту или иную ситуацию под себя и когда мне в детстве не хватало вот такой студии, я понял, что её нужно сделать. Я ведь родился в деревне. Условий в 60-70-ых годах прошлого века для занятий изобразительным искусством на селе было немного. Желания учиться у меня было предостаточно, а вот возможностей…
После школы Эдуард Матюшонок поступил в Витебский станкостроительный техникум. И, кто знает, какого специалиста потеряла страна в области промышленности сорок лет назад, зато уже сейчас доподлинно известно, какого мастера она подарила Вилейке и Беларуси.
– Учёба в техникуме нравилась, выпускникам «светило» распределение на престижные заводы – московский «АЗЛК», одесский «Арсенал», на Кировский завод в Ленинграде, – говорит художник, задумчиво глядя за окно, где после зимы просыпается Вилия, – но я понял, что это не моё и нужно менять направление в жизни. Весной 1977 года я пришёл в военкомат и попросил забрать меня в армию.
Усатый седой майор, выслушав просьбу, удивлённо посмотрел на парня. В войска обычно просились те, кто набедокурил на «гражданке».
– Что натворил?
– Ничего. Просто хочу изменить направление в жизни.
К тому времени Эдуард профессионально занимался тяжёлой атлетикой и являлся одним из самых перспективных спортсменов, поэтому служба в морской пехоте подходила как нельзя лучше, но в самый ответственный момент приехали «купцы» из Борисова и будущий художник попал в Печи.
Армия Матюшонка изменила как в психологическом, так и в физиологическом смысле. Похудевшего на 12 килограммов, так что «пилотка на ушах болталась», Эдуарда ждала, как выяснилось, встреча, окончательно повлиявшая на дальнейший жизненный выбор.
– Служил у нас парень, который пришёл в армию после художественной Академии, – говорит мастер, пригубив ароматный кофе, – помню первую встречу: он творит, а я ошалело стою, смотрю и понимаю, что вот это – моё.
Вернувшись домой на Витебщину, Эдуард стал готовиться к поступлению в Витебский пединститут. Потом было распределение в Вилейку, где учитель понял, что нужно создавать студию:
– У меня этого не было в жизни, а дети должны иметь возможность выбора. Тогдашний директор Дома пионеров Тереза Петровна Ивашкевич выслушала, завела в одну из комнат, показала интерьер и говорит: «Давайте попробуем создать студию». Начали делать первые мольберты и этюдники, и вдруг я не успел оглянуться, как в студию потянулось много детей и взрослых.
Студия должна быть чем-то большим, чем просто кружком, уверен Эдуард Матюшонок. Это своеобразное место встречи, что-то вроде клуба, где проходит общение людей за чашкой чая или кофе. Это – возможность знакомства, обсуждения различных тем. И вовсе не обязательно ребёнку или взрослому уметь красиво рисовать.
– Вообще, научить рисовать можно любого, – уверен художник. – Вот заниматься живописью – здесь всё серьёзнее, нужны навыки, зрение и моторика, чтобы оценивать цвет и выстраивать композицию. Тот же цвет нужно чувствовать. Здесь можно провести параллели с музыкой: например, каждый из нас может разучить гамму и даже сыграть её на пианино, но не все смогут импровизировать. Хотя, если Господь сподобил, то будешь творить.
87 человек за двадцатилетнюю историю студии нашли своё место в жизни, став художниками, архитекторами, модельерами, дизайнерами и преподавателями. Этот показатель важен, но художник уверен: он не главенствующий. Студия должна дать возможность тому же ребёнку найти себя и своё место в жизни. Пусть он не станет художником, зато научится общению, сможет реализовать свои планы.
– Те, кто посещал студию двадцать лет назад, сегодня приводят уже своих детей и внуков, – рассказывает Эдуард Матюшонок, наблюдая как двигаются юные руки с карандашами и кистями по пока ещё белоснежным листам бумаги. – Садятся вместе и рисуют, бабушка с внуками, папы и мамы с детьми. Человек сам по себе не должен быть замкнут в своём мире, он живёт в обществе, среди людей.
Отношения в студии Эдуард Матюшонок построил по принципу равноправия. Здесь нет какой-то иерархии «педагог-ученик» или «взрослый-ребёнок». Здесь есть доверие, общительность, а всё общение построено на равных. Это позволяет детям чувствовать себя здесь раскованно, обращаться за помощью и советами не только в плане искусства, но и по жизни. Здесь, кстати, наставник считает идеальной форму общения и работы в эпоху Возрождения, когда мастера и ученики вместе жили и творили в мастерских. Это сглаживало все шероховатости и делало работу максимально эффективной. В семье Эдуарда Владимировича – тоже полное взаимопонимание: жена разделяет творчество мужа, поскольку сама педагог. Дети, дочь и сын,выбрали для себя творческое будущее.
– Знаешь, мне везло и везёт на людей, которых я встречаю по жизни, – говорит Эдуард Матюшонок, заваривая чай для своих воспитанников. Большая часть из них – юные девочки, которым очень подходит определение «маргаритки». – Всех людей, которые встречаются мне, считаю маяками. Они светят и корректируют мой путь,помогают выбрать правильный фарватер. И я, видимо, для кого-нибудь тоже излучаю свет. Эта студия в идеале должна быть клубом, где за самоваром можно обсудить различные темы из нашей жизни.
Прийти в студию может абсолютно любой человек, у которого есть желание творить. Просто после работы и учёбы посидеть за мольбертом или столом, чтобы услышать себя и услышать друг друга.
Анатолий ЗАНКОВИЧ, фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 171 queries