– Война – вечная тема, – Ольга Колосова, старший научный сотрудник краеведческого музея, разложила на столе пачку черно-белых, видимо, давно уже сделанных фотоснимков. Некоторые лица на них знакомые. Например, Евгений Фёдорович Миронович, партизанский командир, впоследствии возглавивший совхоз «Любань» имени 50-летия СССР. Хозяйство в доперестроечное время славилось своими новациями, нетрадиционными подходами к организации производства, за что его руководитель, отмеченный многочисленными наградами за воинскую доблесть, получил звание Героя Социалистического Труда.
– Уходят из жизни ветераны, остаются их сыновья, внуки – и начинается новый виток памяти, – продолжает развивать свою мысль Ольга Александровна. – Я всегда говорю об этом молодёжи, когда провожу экскурсии по музею. Недавно в Вилейке побывал внук погибшего партизана. Представляете, за две тысячи километров приехал, чтобы только поклониться дедушкиной могиле… А эти фотографии прислал нам Виктор Владимирович Чалов. Это он, – Ольга Александровна указала на единственный цветной снимок, где средних лет мужчина со скорбным взглядом у скромного обелиска. Первыми на нём были выбиты две фамилии – Владимир Чалов и Елена Чалова. – Это его родители. Они погибли во время блокады. Геройски погибли.
В моих руках – копия характеристики на бойца партизанского отряда «За Родину» бригады имени Фрунзе – Виктора Чалова, подписанная командиром Матюгиным и комиссаром Цибулькиным. В ней скупым языком официального документа изложена история гибели супругов Чаловых: «Во время блокады немцами партизан в мае 1943 г., родители Чалова Вити героически погибли 8 мая 1943 года, собравшись вместе, подорвали себя одной гранатой т.к. угрожала опасность попасть в руки врага, и отец Чалова Вити – Чалов Владимир стрелял до последнего патрона… Чалов Витя – смелый сын, достойный звания красного партизана, выносливый в походах и лишениях…»
Ещё одну военную страницу в истории Вилейщины восстановил музей, благодаря письму некогда отчаянного мальчишки-партизана, теперь – убелённого сединами ветерана, жителя Калужской области. Он случайно в своём семейном архиве обнаружил непрочитанное письмо из вилейского краеведческого музея, датированное 23 мая 1984 года. Ольга Колосова вспоминает, что сотни таких писем по разным адресам были тогда отправлены во все уголки Советского Союза. Музей собирал документы, формировал архивы, подбирал материалы для своих экспозиций. Это была огромная работа, требующая внимания, скрупулёзности, большого человеческого такта. Ведь запросы могли попасть к тем, от кого близкие люди навсегда ушли в вечность и любое напоминание об утрате – это никогда не проходящая боль. Но там, где на чашах весов горе и память, никогда не теряется равновесие. Там люди отзывчивы и искренни, они самым святым в своей жизни застрахованы от кощунства и лицедейства.
Год назад материалы музея пополнились ещё несколькими документами. Первое письмо из Калужской области пришло через двадцать семь лет после того, как был отправлен запрос. Столь долгое молчание Виктора Чалова объясняется просто. Ему письмо сразу в руки не попало, поскольку Виктор долгое время трудился на севере, часто бывал в командировках. Затерявшись в семейном архиве, запрос всё ж в конце концов нашёл своего адресата. Благодаря вроде бы случайно восстановленной связи времён, музей сегодня располагает новыми фотоснимками и материалами, связанными с партизанским движением на Вилейщине.
«Я подобрал кое-что и высылаю Вам», – пишет Виктор Владимирович Чалов. – Ведь из отряда я, пожалуй, остался один. Если только в Минске живёт наш радист Барковский Владимир Иванович…
Я стою у памятника на братской могиле, где похоронены 12 человек, в том числе и мои родные. Раньше они были похоронены на месте боя в Руднянском лесу Логойского района. А затем по инициативе Барсука Владимира Игнатьевича, при помощи Логойского райкома партии, были перезахоронены в деревне Корень, недалеко от которой был прорыв кольца блокады”, – комментирует Виктор Владимирович одну из отправленных им в адрес музея фотографий. И ещё один бесценный документ прописался в музее, благодаря Виктору Чалову. Это стихи Андрея Субоча подрывника партизанского отряда «За Родину», уроженца деревни Глинное, – написанные на смерть друга. Вот что рассказывает об истории их создания и дальнейшей судьбе Виктор Чалов: «Осенью 1942 года в одном бою погиб уроженец деревни Малые Беседы Шейбак Михаил Петрович. Весёлый, жизнерадостный, общительный и смелый. В бою он был ранен. Партизаны под натиском фашистов вынуждены были отступить. Михаил остался с пулемётом прикрывать отход товарищей и геройски погиб… Андрей Субоч, подрывник отряда «За Родину», подорвал 14 вражеских эшелонов. Он написал стихи на смерть Михаила. Я эти стихи выучил и пронёс через всю жизнь. И в дни Победы читаю со сцены и на концертах самодеятельности. Вот они:
У тракта в молодой дубраве
Гуляет ветер меж листвы,
Поёт он песнь о днях суровых,
О днях дымов пороховых.
И партизаны тесным кругом
Стояли здесь, держа венец.
Последний долг отдали другу.
«Знать, надо», – говорил отец.
Во всех сраженьях Мишин голос
Звучал, как гром: «Вперёд!»
Он до конца был жизни полон,
Он до конца был патриот.
Товарищ, спи спокойно смело,
А мы – опять в смертельный бой
Стократ мы отомстим фашистам
За кровь, пролитую тобой.
И ветви вновь заговорили,
И ветер пролетел, кружась…
Родимы слёзы на могиле,
Могила, как слеза, свежа.
Сегодня эти строки звучат как реквием и самому поэту. Андрей Субоч погиб 14 июня 1944 года, две недели не дожив до освобождения Вилейки. Похоронен на кладбище в деревне Осиповичи. Ему было всего 22 года.
Мария КУЗОВКИНА.
Фото из личного архива Виктора Чалова





