В редакцию обратился Егор Силуянов, младший научный сотрудник Жодинского краеведческого музея, который рассказал следующее: «Между нашим музеем и музеем истории Байкало-Амурской магистрали было установлено межмузейное сотрудничество, подписан договор о дружбе. И в рамках сотрудничества была исследована очень интересная тема – о подвиге уроженца Вилейского района Олега Апетёнка, который, будучи военнослужащим срочной службы, ценой своей жизни предотвратил разрушение моста на БАМе в 1984 году».

Байкало-Амурская магистраль – это не просто железная дорога, это символ грандиозного подвига и беспримерного мужества советских людей, среди которых особое место занимают солдаты. Строительство этой «стройки века», проходящей в сложнейших природных условиях Сибири и Дальнего Востока, стало настоящим испытанием на прочность, выдержку и героизм, где армия играла одну из ключевых ролей.
БАМ – это тысячи километров тайги, вечной мерзлоты, гор и болот. Это суровые морозы зимой, изнуряющая жара и гнус летом, непроходимые топи, скальные грунты. В таких условиях невозможно было обойтись без особой силы, организации и дисциплины, которые присущи воинским подразделениям. Именно поэтому наряду с гражданскими строителями на БАМ были направлены тысячи солдат и офицеров железнодорожных войск, военно-строительных отрядов и других частей.
Среди героев БАМа сияет подвиг Олега Апетёнка, простого солдата, чье имя навсегда вписано в гранит Байкало-Амурской магистрали – символа грандиозного труда и непоколебимого духа. Уроженец деревни Кухты на Вилейщине, рядовой в/ч 59302, 35-го мостового железнодорожного полка, Олег проходил срочную службу на восточной части БАМа, вдали от родного дома в диких и суровых просторах Сибири. Его служба, как и тысяч других солдат, была посвящена созданию пути, соединяющего восток и запад великой советской страны.
«Уже пролетело семь месяцев моей солдатской службы. Еще четыре с половиной месяца – и будет год, а потом еще год – и буду дома. Сегодня воскресенье, выходной день. С утра проводились спортивные мероприятия, а потом мы ходили на речку. Здесь речки не такие, как дома. Самые глубокие – по пояс, а дно каменистое. Такая же и местность вокруг. А вот питьевую воду нам привозит водовозка со скважины. Погода стоит сухая, очень часто бывают пожары. Недалеко от нас тайга уже неделю горит, никак не могут потушить. Пишите, как у вас идут дела. До свидания. С уважением, ваш Олег…» 12 июля 1984 года это письмо Олег написал своим родным из армии. И оно стало последним.

Лето 1984 года выдалось особенно бурным. Природа Восточной Сибири, величественная и беспощадная, бросала вызов человеку. На реке Мульмуга, через которую пролегал жизненно важный мост, разразился страшный паводок. Воды, превратившиеся в ревущий поток, несли с собой вырванные с корнями деревья, брёвна, целый затор, угрожающий разрушить переправу, которая была кровеносной артерией БАМа.
Из воспоминаний очевидцев встает картина того рокового вечера: «Однажды на исходе дня ливень разразился с новой силой. Понтоны сотрясались под мощным напором реки». Каждый удар волны, каждый скрежет брёвен о конструкции моста отзывался тревогой в сердцах строителей. Рядовой Сергей Мартынов, дежуривший у переправы, первым осознал смертельную угрозу. Он вбежал в вагончик, где его товарищи пытались найти краткий отдых от дневных трудов. «Ребята, мост в опасности!» – крик, полный отчаяния и призыва к действию, мгновенно поднял всех на ноги.
Не раздумывая ни секунды, солдаты ринулись к понтонам. Но первым, кто достиг бушующей переправы, был Олег Апетёнок. В его руках был топор – простое, но в тот момент единственное орудие спасения. В свете редких молний, среди шума воды и треска ломающихся деревьев, он, как будто не чувствуя страха, принялся за работу. С невероятным мастерством и бесстрашием Олег рубил длинные ветви лиственницы, которые удерживали огромный смертоносный затор у понтона. Каждый удар топора был шагом к спасению моста, к сохранению жизни и труда сотен людей.
Затор медленно, но верно стал ослабевать. Огромные деревья, некогда грозившие уничтожить переправу, начали медленно уходить под воду, уносимые течением. Опасность, казалось, миновала. Мост был спасён. И в это самое мгновение, когда на мгновение мелькнул луч надежды, произошло непоправимое. Лиственница, подхваченная мощным течением, неожиданно перевернулась. Её огромное узловатое корневище, словно лапа чудовища, всей своей тяжестью обрушилось на солдата, увлекая его в бездонный водоворот бушующей реки.
Рядовой Олег Апетёнок геройски погиб, выполняя свой воинский долг до последней секунды, до последнего вздоха. Он отдал свою жизнь за мост, за БАМ, за Родину. Его поступок – это не просто случайность, а вершина сознательного, самоотверженного героизма. Указом Президиума Верховного Совета СССР он был посмертно награждён орденом Красной Звезды – высшей наградой за воинскую доблесть. Олегу было 19 лет.
Имя Олега Апетёнка не забыто. Разъезд на 2707 километре БАМа носит его имя, став вечным напоминанием о молодом солдате, который ценой своей жизни спас стратегически важный объект. Его подвиг – это не только дань уважения конкретному человеку, но и символ тысяч подобных актов мужества и самопожертвования, совершенных советскими солдатами в мирное время. Олег Апетёнок стал бессмертным стражем БАМа, навсегда вписав своё имя в золотые страницы истории великого строительства и героического служения Отечеству.








