Многие жители Вилейки уже обратили внимание на водителя-женщину за рулём городского автобуса. В крупных городах это обычное дело, но для Вилейки и для истории нашего автопарка это событие.
– Вилейка – моя малая родина. Здесь я прожила 27 лет. А в 2013 году переехала в Сморгонь, где последние полтора года работала водителем автобуса, – рассказала Светлана Мороз при встрече.

Теперь героиня публикации не только вернулась в родной город, но и стала частью его новой истории – как первая женщина-водитель вилейского автопарка.
В первый самостоятельный рейс по улицам Вилейки она выехала 27 июля. До этого проходила стажировку: знакомилась с маршрутами, осваивала технику и адаптировалась к новой рабочей обстановке. Сегодня Светлану можно увидеть за рулём автобуса на маршрутах №3 и №4.
– Я никогда и не мечтала стать водителем, но большие машины привлекали с детства. И сколько себя помню, работа у меня всегда была связана с разъездами и грузовыми автомобилями. Даже первый личный автомобиль – не легковой, а габаритный ЗИЛ, – с улыбкой рассказала Светлана, добавив, что водительские права получила, можно сказать, случайно. – История простая: не поступив в институт, я решила не терять год – пошла учиться в 200-е училище. Так получилось, что попала в группу, которую еще обучали вождению по категории «BC». Наверное, именно с этого момента и началась моя водительская история.
Интересно, что отец Светланы тоже всю жизнь работал водителем автобуса в автопарке. Поэтому дело отца не прекратилось – династия продолжилась. «В автошколе меня научили основам вождения, а отец передал ценные практические советы – как избегать ошибок за рулём», – рассказала она.

Во время беседы Светлана открылась как человек с волевым характером, для которого ответственность в работе стоит на первом месте. «Если меня принимают на работу, значит, рассчитывают на мои опыт и навыки, которые я обязана оправдать», – считает она.
– Как Вас приняли коллеги и пассажиры?
– Коллектив встретил доброжелательно: видят, как я подхожу к делу – тщательно подготавливаю автобус, ответственно выполняю рейсы. А то, что я одна женщина в мужском коллективе, – к этому можно привыкнуть. Да и общаемся мы редко, потому что мало пересекаемся: все на своих маршрутах, – делится Светлана. – Что касается пассажиров, первое время, конечно, чувствовалось некоторое недоверие. Заходили в салон и с удивлением говорили: «Смотрите, женщина за рулём!». И на дороге бывало: видят, что я за рулём – начинают осторожничать, уступают, оставляют больше пространства для манёвра. Сегодня, спустя несколько недель работы, на линии уже узнают меня, привыкли.
Как призналась собеседница, всю жизнь она водила автомобили на «механике», а с автоматическим управлением познакомилась, когда впервые села за руль городского автобуса.
– Это действительно удобно: всё внимание сосредоточено на дороге. Хотя первое время по привычке рука тянулась к рычагу переключения передач, – с улыбкой вспоминает Светлана. – На самом деле управлять автобусом не так уж сложно. В городе он движется со средней скоростью около 20 км/ч. Главное – учитывать габариты, особенно при поворотах и подъезду к остановке, а также соблюдать Правила дорожного движения.
С этим у Светланы строго. Во время беседы она призналась, что, к сожалению, не все пассажиры знают правила.
– Готовясь выйти на своей остановке, пассажир должен заранее подойти к дверям автобуса, чтобы я могла по видеокамерам или зеркалам увидеть, что он планирует выходить. Иногда замечаю, что люди слишком близко подходят к бордюру при ожидании автобуса. На самом деле, ждать нужно примерно в метре от него – это позволяет автобусу подъехать максимально близко и обеспечить удобную посадку. Также стоит помнить, что автобус может прийти на три минуты раньше, что предусмотрено правилами. Мы, конечно, всегда стараемся соблюдать расписание. Максимальное моё опережение составило около двух минут, но я постоянно работаю над собой, чтобы приезжать максимально точно – минуту в минуту. Теперь частенько поглядывать на часы стало для меня привычкой – даже когда я дома, – отвечает Светлана, посмотрев на часы…

Через несколько минут после выезда с автопарка мы отправились в рейс по маршруту №3. Новый автобус впечатлил комфортом и просторной кабиной водителя – видно, что техника современная и удобная. Светлана уверенно управляет транспортом, легко маневрирует на поворотах.
– Сегодня я работаю во вторую смену – восемь часов с перерывами, а завтра выходной, – говорит она, не отрывая взгляда от дороги. – К маршрутам я уже привыкла, знаю, где какие нюансы. А по «двойке» я ещё не успела откатать полноценный рейс, и на «пятёрке» ни разу не ездила. Всё впереди…
Во время пути Светлана отметила, насколько за последние несколько лет преобразилась Вилейка. «Город стал ухоженным и благоустроенным, появилось много арт-объектов, декораций, проводятся интересные праздники. Приятно снова вернуться в родной город», – поделилась она. Её голос спокоен, движения выверены. Видно – человек на своём месте.
Заместитель директора – главный инженер ОАО «Миноблавтотранс» филиала «Автобусный парк №5» Руслан Заянчкивский отметил:
– Присутствие женщин в традиционно мужских профессиях, таких как водитель общественного транспорта, безусловно, повышает престиж этих специальностей и подчеркивает их значимость. На самом деле, любой желающий может прийти к нам на работу. У нас действует простой алгоритм: мы обучаем новых работников за счет предприятия, проводим стажировку и предоставляем рабочие места.
Елена ТИМОФЕЕНКО/Фото автора








