Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

Сестра Хатыни. Исполняется 80 лет со дня трагедии в Дальве

Сегодня исполняется 80 лет со дня трагедии в деревне Дальва, которую называют сестрой Хатыни, так как истории деревень схожи.

19 июня 1944 года Дальва была сожжена вместе с жителями во время карательной операции немцев «Баклан», в огне погибли 44 человека, в том числе 29 детей, 13 женщин и двое мужчин. На месте сожженной деревни в память о ее жителях в Логойском районе Минской области был возведен мемориальный архитектурно-скульптурный комплекс «Дальва». Находится он на 77-м км трассы Минск — Витебск.

Солнечное утро, которое стало черным понедельником

С самого начала Великой Отечественной войны деревня Дальва оказалась в немецком тылу. Мужчины ушли на фронт или в партизаны, в деревне остались лишь старики, женщины и дети. Дальвинцы активно помогали партизанам, но им не суждено было дождаться светлого дня освобождения. Партизаны перерезали полевой кабель недалеко от деревни, тем самым нарушив телефонную связь. С этого момента участь деревни была предрешена. За несколько дней до освобождения Беларуси немецкие оккупанты сожгли этот населенный пункт вместе с жителями.

Единственный выживший свидетель трагедии Николай Петрович Гирилович, которому чудом удалось уцелеть, вспоминает, что произошло все ранним солнечным утром. Дети еще спали, никто из местных жителей не знал, что для них это утро станет последним. Из леса выехали крытые грузовики, они остановились на окраине Дальвы. С машин стали спрыгивать солдаты с автоматами наперевес. Плотным кольцом они окружили деревню. Всех жителей сгоняли на окраину к дому Василя Кухаренка. Ребятишки, которых только что подняли с постелей, плакали. Каратели, подстегивая всех криками и прикладами, начали загонять людей в хату. Двери заперли. Бросили гранату в дом. Вспыхнуло пламя. Тех, кому удалось вырваться из огня, недалеко от горящего дома сражала автоматная очередь карателей. Некоторые мальчишки пытались выбраться через крышу, но фашисты стреляли по ним, и дети падали в пламя. Расправившись с мирными жителями, палачи подожгли деревню с двух сторон.

Старшему из погибших, деду Куприяну, было восемьдесят лет. А самому младшему — Косте Кухаренку — около двух. Из 29 детей сожжены 17 девочек и 12 мальчиков. 19 детям не было еще и 10 лет. Вместе с дальвинцами были сожжены мальчик и девочка из других деревень. Это Юзик Гринь, который помогал родственнице по хозяйству, и Оля Фалькович, она накануне, в воскресенье, пришла в гости к Настасье Кухаренок.
Избежать страшной участи Николаю Гириловичу, которому на тот момент было 13 лет, помог случай. Рано утром его разбудила мама и попросила подменить отца, который пас лошадь. Благодаря этому история Дальвы не забыта и передается из поколения в поколение.

«В моей памяти до сих пор ужас того страшного июньского дня, черного понедельника, когда Дальва умирала, умирала мучительно, тяжело… Над остывающим пепелищем стоял густой, тяжелый запах. Ветром его доносило до близких и дальних деревень. Не давал дышать этот запах смерти и горя», — делится тяжелыми воспоминаниями он.

Десять дней и ночей лежали под открытым небом обгоревшие трупы и кости. Шел дождь, пекло солнце. Некому было хоронить… 29 июня во второй половине дня появились краснозвездные танки. Из окрестных деревень на место трагедии пришли жители, а также партизаны, чтобы похоронить останки сожженных дальвинцев. Недалеко от дома, где были сожжены жители деревни, выкопали братскую могилу. Люди осторожно растаскивали черные головни, находили под ними и приносили в огромный деревянный ящик тех, кого звали дальвинцами. Узнавали людей не по лицам, а по остаткам одежды, обуви. В скором времени были поставлены три деревянных креста разных по высоте: старшему, среднему и младшему поколениям сожженных дальвинцев. Братскую могилу обнесли тогда деревянной оградой.

Несожженная память

Инициатором работ по увековечиванию трагедии в Дальве был Николай Петрович Гирилович, который всю жизнь посвятил сохранению памяти об односельчанах. В 1955 году на месте братской могилы с останками жителей бывшей деревни был поставлен памятник. В 1963 году его заменили на обелиск с пятиконечной звездой. А в 1972 году в Белорусском государственном театрально-художественном институте объявили конкурс на лучший проект памятника деревне Дальва. Победителем стал третьекурсник отделения скульптуры художественного факультета, воспитанник народного художника Беларуси скульптора Андрея Бембеля — Владимир Теребун.
Помогала вся страна. Возводили мемориал методом народной стройки. Постепенно он приобретал новый вид, пока в конечном счете не стал выглядеть так, каким мы видим его сегодня. Открытый 15 июля 1973 года комплекс повторяет планировку бывшей деревни Дальва. Композиция мемориала состоит из отдельных элементов, свободно размещенных в пространстве.

В центре композиции — скульптура «Мать и дитя». Четырехметровая фигура женщины расположена на невысоком постаменте. К маме прижался, обхватив ручонками, мальчишка. Лицо матери сурово, но в нем читается мудрость и глубокая вера в людей, в будущее. За спинами женщины и ребенка поднимаются три черные обугленные балки, символизирующие место пожара. Существует версия, что изображенные скорбящая женщина и ребенок, прижимающийся к ее ногам, — это и есть Николай со своей матерью.

На Стене памяти перечислены имена и возраст всех погибших жителей. Вдоль бывшей улицы установлены пять символических срубов из бетона серо-пепельного цвета. На ступеньках перед этими срубами скульптурные предметы быта: детская кукла, кувшин для молока, серп, скрипка, клубок ниток. Все это вещи, напоминающие о том, что здесь жили люди, у которых с бесчеловечной жестокостью отняли жизнь. Также вдоль улицы посажены 44 белоствольные березы.

На мемориальном камне табличка с четверостишием:

«Спаліў нас вораг чэрвеньскай парою —
Дзядоў, жанчын, падлеткаў і дзяцей.
Даруйце, людзі добрыя, за тое,
Што вас не сустракаем, як гасцей».

Память о жителях деревни также увековечена на мемориальных плитах Хатынского некрополя.

В 2009 году на территории мемориала создана новая экспозиция «Дальва: героизм, трагедия, милосердие», где собраны архивные фотографии и документы, рассказывающие об истории деревни, начиная с конца XVII века.
Трагедия Дальвы в сердцах людей

Посетить мемориальный комплекс «Дальва», который расположен в тридцати километрах от Хатыни, приезжают люди со всех концов Беларуси и из-за границы. К мемориалу возлагаются венки, цветы — дань уважения и любви к тем, кто погиб от рук гитлеровцев. По традиции ежегодно, начиная со дня открытия комплекса, здесь отмечается День памяти жертв фашизма, проводятся богослужения и митинги памяти жителей сожженной деревни. Также ежегодно проходит агитпробег «Минск — Хатынь — Дальва».

Трагедия Дальвы болью отзывается в сердцах людей, напоминая о том, как важно не допустить возникновения новой войны. Безмерную любовь к жизни и ненависть к войне уносят отсюда люди.

Трагедия Дальвы отражена и в музыке. Композитор Дмитрий Смольский написал мелодию к песне «Дальва» на стихи Владимира Каризно. Ее исполняет заслуженная артистка Республики Беларусь Тамара Раевская. Поэт Алесь Бадак посвятил Дальве песню.

Мемориальный комплекс «Дальва» включен в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. Ныне он является филиалом Государственного мемориального комплекса «Хатынь».
Документы о трагедии Дальвы и о мемориализации памяти ее жителей хранятся в фондах Национального архива Республики Беларусь. Ряд материалов опубликован в архивных сборниках «Трагедия белорусских деревень» (2011 г.) и «Хатынский некрополь» (2014 г.), а также размещен в открытом доступе в рамках архивного интернет-проекта — базы данных «Белорусские деревни, сожженные в годы Великой Отечественной войны». В настоящее время в стране проводится работа по оценке масштаба геноцида белорусского народа.

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
НОВОСТИ РУБРИКИ
Яндекс.Метрика 141 queries