Ребенок, супруг, родитель, бывшая жена, дипломированный специалист, человек
с незаконченным средним образованием…
Стать жертвой домашнего насилия может каждый из них. Единственное, что объединяет этих людей – новые взаимоотношения с близким человеком, который на глазах превращается в семейного тирана. О важной и сложной теме рассказывает Марина Скобей, заведующий отделением комплексной поддержки в кризисной ситуации Вилейского ТЦСОН.
– Когда люди слышат о домашнем насилии, первый образ, который возникает в их воображении, – это муж, избивающий жену. Да, физическое насилие – глубокая и сложная проблема нашего общества. На фоне ужасающих историй об избиении остальные элементы домашнего насилия остаются незамеченными, однако наносят также большой вред, где результатом может быть не только развитие психических расстройств, но и доведение до суицида, – рассказала Марина Николаевна.
Отдавая дань стереотипам, домашнее насилие мы рассматриваем в связке «муж-жена», в то время как ему в равной степени подвержены все участники, независимо от возраста, пола и состава семьи.
Конфликтные ситуации – привычное дело для мужчины и женщины, живущих вместе. Психологи уверены: разумные конфликты могут быть полезны, ведь они свидетельствуют о том, что неравнодушные друг к другу люди ищут решение возникших проблем. Но где проходит грань между конструктивным конфликтом и деструктивной жестокостью?
Конфликт всегда имеет локальный, изолированный характер. Он основан на конкретной проблеме, которую можно решить. Одна из главных особенностей домашнего насилия заключается в его цикличности: психологическое, экономическое, сексуальное и физическое насилие обычно следуют друг за другом либо проявляются в сочетании. Цикл насилия состоит из четырех фаз. Первая – нарастание напряжения в семье, когда возрастает недовольство в отношениях и нарушается общение между супругами, родителями и детьми. Вторая фаза – происходит насильственный инцидент: вспышка жестокости вербального, эмоционального или физического характера. Это сопровождается яростью, спорами, обвинениями, угрозами, запугиваниями. Третья фаза – примирение. Обидчик приносит извинения, объясняет причину жестокости, перекладывает вину на пострадавшую (или на пострадавшего), иногда даже отрицает произошедшее, убеждая жертву в преувеличении событий. Четвертую фазу специалисты, работающие с пострадавшими от домашнего насилия, называют «медовый месяц». Это спокойный период в отношениях: насильственный инцидент забыт, обидчик прощен. Качество совместной жизни на этой стадии возвращается к точке отсчета.
Согласно мировой статистике, чаще всего от семейной тирании страдает слабый пол. По данным ООН, около 70% женщин в мире подвергается насилию в течение своей жизни. Беларусь в этом плане не исключение: 93% жертв – представительницы слабого пола. Агрессорами чаще выступают мужчины – бывшие и нынешние супруги, отцы, сыновья, сожители. А вот женщины чаще всего проявляют агрессию по отношению к родителям или детям.
Мы много слышим о физическом, сексуальном и психологическом насилии, но мир не стоит на месте в видах и способах проявления жестокости. Сегодня все чаще встречаются такие понятия, как сталкинг, газлайтинг, «синдром избиваемых жен».
Сталкингом (от английского stalking – преследование) называют форму психологического насилия, когда агрессор осознанно, настойчиво, снова и снова вторгается в личную жизнь жертвы, с которой у него либо никогда не было, либо уже нет отношений. Сталкер нередко применяет запугивание, слежение (как в реальной жизни, так и посредством соцсетей), домогательство. Чаще всего его цель – принудить к отношениям человека, который в них не заинтересован. При этом около 50% сталкеров – бывшие партнеры, не желающие мириться с расставанием или разводом. Подлинная мотивация сталкеров – стремление установить контроль над жертвой.
Что касается газлайтинга, то его название пошло от одноименного американского фильма, в котором девушка становится свидетельницей странных повторяющихся событий, в то время как ее муж, чьими действиями и вызваны эти явления, уверяет, что ей все мерещится, тем самым едва не доводя жену до психоза. Цель газлайтинга – посеять у другого человека сомнения в собственной адекватности, в реальности происходящих событий, выставление партнера сумасшедшим.
Понятие «синдром избиваемых жен» впервые ввела доктор Ленор Уокер, чтобы описать эмоциональное состояние и установки женщин, которые систематически подвергаются физическому насилию со стороны своих супругов. В данном случае избиваемой женщиной считается та, которая пережила два полных цикла насилия, но по собственной воле продолжает находиться в опасных деструктивных отношениях, объясняя это тем, что на данный момент (из-за отсутствия жилья, куда можно уйти, или денег) ей легче терпеть страдания в семье, чем пытаться что-то изменить. Часто чувство вины жертве внушает агрессор: я был вынужден так с тобой поступить, потому что ты вела себя вызывающе. Женщины терпят побои, издевательства, поскольку находятся в финансовой и психологической зависимости от своего обидчика, не желают выносить сор из избы, им стыдно рассказывать о своей беде другим людям.
Как убедить жертву домашнего насилия обратиться за помощью?
Человек должен четко осознавать: результаты семейного рукоприкладства или психологической деспотии значительны и не ограничиваются только депрессией, закомплексованностью и физическими увечьями. Психические расстройства, тяга к алкоголю и наркотикам, риск суицида – из той же оперы опасных последствий, угрожающих жизни. Кроме того, дети, воспитывающиеся в таких семьях, воспринимают все происходящее как образец для подражания. И в будущем создают такие же деструктивные супружеские союзы, в которых играют роль или палача, или жертвы. Насилие порождает насилие. Именно поэтому важно не доводить ситуацию до точки невозврата и вовремя обращаться за помощью к специалистам.
В каждом районном центре, в том числе в Вилейском районе, имеются государственные и негосударственные организации и учреждения, в которые, оказавшись в ситуации домашнего насилия, можно обратиться за помощью. Эти учреждения и организации имеют различную специфику и свои полномочия по вопросу оказания помощи жертвам домашнего насилия. Контакты учреждений и организаций, оказывающих помощь и поддержку пострадавшим от домашнего насилия на территории Вилейского района, вы можете найти на официальном сайте Вилейского райисполкома vileyka.gov.by и государственного учреждения «Вилейский территориальной центр социального обслуживания населения» vtcson.by в разделе «Профилактика домашнего насилия».
При наличии угрозы жизни и здоровью при первой же возможности в любое время суток обратитесь в милицию по тел. 102.
Существуют меры наказания для домашних тиранов, одна из них – защитное предписание. Если в течение календарного года агрессор совершает два акта насилия и дважды привлекается к ответственности за административное правонарушение, жертва имеет право писать заявление о вынесении защитного предписания.
По решению суда агрессор должен покинуть общее с жертвой жилое помещение на срок от 3 до 30 суток. Кроме того, защитное предписание предполагает запрет на выяснение местоположения жертвы, а также на попытки установления контакта с ней.
На протяжении 30 дней без насилия жертва может принять решение, как жить дальше, обратиться за помощью к психологам, специалистам по социальной работе, которые помогут составить планы на будущее, найти варианты выхода из трудной жизненной ситуации. Кроме того, она может получить юридическую консультацию.
Никто не заслуживает насилия. Самый действенный способ защитить себя – это полный разрыв отношений.