Жертвой мошенников может стать кто угодно, но самые уязвимые – пожилые люди. Им не хватает общения, они не всегда владеют современными технологиями и не могут сразу попросить о помощи. А еще они доверчивы и открыты к посторонним – этим мошенники и пользуются. Есть целая категория аферистов, которые специализируются на пенсионерах.
Если вам пришло смс.
- «Вам по ошибке перечислили деньги – верните их через смс-банк»;
- «Вы выиграли в лотерею – следуйте инструкциям и получите выигрыш»;
- «Вам положена компенсация. Чтобы ее получить, отправьте смс…»;
- «Ваша карта заблокирована, для разблокировки отправьте в ответ…».
Что нужно мошенникам: чтобы пенсионер отправил деньги или данные карты через смс.
Что не нужно делать: блокировать родственнику входящие смс, отключать исходящие и мобильный банк. Опасны не сами смс, а то, что пожилой человек переведет аферистам деньги. К тому же в смс бывает что-то полезное: акции из супермаркетов, напоминания о записи к врачу, уведомления о зачислении пенсии и списаниях по карте.
Что делать: когда пенсионер оформляет в банке карту, можно пойти с ним и привязать ее к отдельному номеру телефона. Перед этим придется купить сим-карту. Можно настроить смартфон так, чтобы он принимал смс на обе карты, а отвечать можно было с одной – не привязанной к счету.
А можно купить для нее отдельный телефон. Пенсионер не будет проверять его постоянно, а у кодов подтверждения короткий срок действия.
Если Вам позвонили по телефону
Что говорят:
- Мама/папа/бабушка/дедушка, я попал в беду! Нужны деньги на взятку / лечение / компенсацию пострадавшему.
- Это служба безопасности банка, по вашей карте обнаружена подозрительная активность, давайте отменим операцию. Продиктуйте номер карты, срок действия и пин-код.
- Мы из полиции: ваш внук кого-тосбил, нужна взятка пострадавшему.
- Вам положены компенсации, выплаты, надбавки и перечисления из бюджета. Нужно только комиссию оплатить.
- Это из поликлиники. У вас плохой диагноз – нужны лекарства и волшебные медицинские приборы, сейчас мы их доставим.
- Поучаствуйте в беспроигрышной лотерее.
Что нужно мошенникам: данные карты для перевода денег: номер, срок действия и CVV – трехзначный код на обратной стороне карты. Пенсионеры диктуют всю информацию голосом.
Что не нужно делать: совсем отказываться от банковских карт. Деньги в банке защищены лучше, чем наличные под матрасом. Те вообще невозможно контролировать.
Что делать: стереть с обратной стороны карты трехзначный код. Для этого подойдет даже кухонный нож. Картой можно будет платить в магазинах, снимать с нее деньги и пополнять счет. Но без кода пожилой человек не переведет аферистам деньги, ничего не купит в сомнительном телемагазине и не сделает ставку в онлайн-лотерее. Для этого придется позвонить вам и спросить код. А вы как раз и спросите, зачем он нужен.
Некоторые мошенники звонят и убеждают принести деньги наличными. Лучше отказаться от наличных в повседневной жизни, а снятие с карты ограничить несколькими тысячами рублей. Это можно сделать в мобильном приложении или в отделении банка, если прийти туда с родственником. Когда пенсионер не сможет снять большую сумму, он запаникует и позвонит вам.
Если к вам пришли в квартиру
Что говорят:
- Мы из собеса, тут вам компенсация положена.
- Мы из газовой службы, нужно срочно счетчик поменять.
- Мы из оконной фирмы, давайте окна отрегулируем.
- В доме тараканы и клопы, требуется санобработка.
- Для пенсионеров у нас техника/лекарства/посуда со скидкой.
- Вам положено бесплатное медицинское обследование на дому.
- Подпишите петицию за справедливость. Надпись «кредитный договор» – это просто форма такая.
Что нужно мошенникам: вынудить подписать кредитный договор, впарить втридорога бесполезный товар или обманом выманить наличные.
Что делать: для начала – осложнить мошенникам поиск жертвы. Они не обходят все квартиры в доме, а заранее выясняют, где живет пенсионер. Чтобы никто не догадался, что в квартире живет ваша бабушка, приведите в порядок ее почтовый ящик и входную дверь, убедите переводить пенсию на карту и уберите лишнее с ее балкона. Еще можно приклеить на дверь наклейку, что объект охраняется.
В старых домах почтовые ящики часто без замков, и из них легко достать содержимое. Из платежных извещений аферисты узнают данные пенсионера, а потом называют его по имени и отчеству. Там же смотрят, сколько в квартире прописано человек: если один, то, возможно, это одинокий дедушка. Еще в документах бывает информация о льготах.
Выход – установить замок на почтовый ящик и следить, чтобы там не скапливалась корреспонденция.
Еще два признака, что в квартире живет пожилой человек, – хлам на балконе и обшарпанная дверь. Убедите родных не хранить на балконе старье и не сушить там половики. И поставьте бабушке хотя бы недорогую железную дверь. Внешне она будет не так уж сильно отличаться от дорогих и навороченных.
Почтальон, который разносит пенсии в определенный день, – тоже знак, что в квартире живет бабушка или дедушка. Причем банковских карт у них нет, зато есть наличные.
У таких почтальонов мошенники тоже часто выуживают информацию. Например, представляются участковыми и спрашивают, кто в подъезде всегда дома и мог быть свидетелем преступления. Почтальоны не только называют таких пенсионеров, но и дают им характеристики.
Лучше отказаться от доставки пенсии наличными и оформить начисление на банковскую карту. Это бесплатно.
Мошенники не любят места, где есть камеры и в любой момент может появиться полиция. Можно купить муляжи камер и наклейки с надписью вроде «ведется видеонаблюдение». Они яркие и бросаются в глаза.
Еще можно повесить в подъезде плакат с телефоном участкового, его фото и графиком приема. Или с графиком руководства местного УВД и телефоном дежурной части.
И наконец, мошенники хотят легких денег, и этим можно воспользоваться. Допустим, положить на видном месте в прихожей нерабочую банковскую карту с надписью: «Пин-код – 6699». Или пухлый конверт – «Ванечке на квартиру». В этой квартире мошенники не будут разыгрывать спектакль, а прихватят конверт с картой и скроются.
Как защитить пожилого родственника от мошенников
- Почаще звоните, приходите в гости к пожилым родственникам и спрашивайте, как у них дела. Тогда они скорее послушают вас, чем попадутся на уловки аферистов.
- Рассказы о мошенниках помогают плохо: новые схемы появляются каждый день и бабушки не всегда их распознают. Не стоит и запирать пенсионера дома – он же не заключенный.
- Почистите бабушкин почтовый ящик и установите на него замок. Уберите хлам с балкона и поставьте новую входную дверь. Так аферисты не догадаются, что в квартире живет пенсионер.
- Убедите пожилого родственника получать деньги на банковскую карту, а не наличными у почтальона.
- Привяжите бабушкину банковскую карту к отдельному номеру и заблокируйте на нем исходящие смс.
- Запомните и сотрите трехзначный код на обороте банковской карты пенсионера. И установите лимит на снятие наличных.
- Заприте паспорт пенсионера в сейфе в его квартире. Когда документ понадобится, пенсионер позвонит вам и спросит код.
- Контролируйте звонки и расходы пенсионера через приложения банков и мобильных операторов.
- Установите в квартире пенсионера видеоглазок или сигнализацию. Сигнализации бывают с веб-камерами, датчиками движения и брелоками с тревожной кнопкой. Если что-тослучится, вам поступит звонок.
Отдел охраны правопорядка и профилактики Вилейского РОВД