Шлях Перамогі

Вилейская районная газета – свежие и интересные новости

Почему люди применяют ненормативную лексику? Рассуждают вилейчане

С экспертами сегодня говорим о сквернословии. Что побуждает людей разного возраста употреблять крепкие словечки? Акцент делаем на юное поколение, разбираемся в причинах явления и выясняем, откуда появляется в лексиконе детей и подростков ненормативная лексика.

 

Александра Каленьчук, учитель СШ №1, классный руководитель:

– Мне кажется, сегодня мат – это просто выражения «за гранью», когда эмоции переполняют настолько, что общепринятые слова кажутся тусклыми.  Да, нас всегда учили, что сквернословить плохо, можно получить административное наказание, а в Библии сквернословие – грех. Мне самой неприятно слышать мат на улице, тем более в стенах школы. Но развитие свободного интернет-пространства, популярные блогеры, порой даже любимые киногерои выводят ненормативную лексику на уровень повседневной, показывают нам, что, если не находится подходящее случаю слово, можно смело использовать мат: слов немного, но подходят они ко всему.

У подростков мат – это в первую очередь протест и провокация. Протест против взрослых, против существующих норм общения. А вот мы, педагоги, чаще сталкиваемся с провокацией. Ребята специально ругаются в нашем присутствии, когда хотят отвлечь от темы урока, обратить на себя внимание, вывести на эмоции.
Лично я стараюсь реагировать спокойно, не повышать голос, даже иногда высмеять неуместность мата в конкретной ситуации или подобрать похожее по звучанию слово, которое будет звучать абсурдно в контексте. По наблюдениям, такая реакция отбивает интерес к провокациям со стороны подростков, а значит, снижает частоту употребления нелегитимной лексики.

Кроме психологических причин присутствует, конечно, такая проб­лема, как малый словарный запас. Банальная неначитанность приводит к невозможности описать свои чувства и эмоции. А мат емок и эмоционален – это сложно отрицать.

И еще одна проблема – общение в семье. Если в семье постоянно ругаются матом, то ребенок даже не замечает, как с легитимной лексики переходит на нелегитимную. Порой даже удивляется замечанию, так как произносит ругательства «на автомате».
Мат появился, наверное, одновременно с появлением речи, если не раньше. Он есть во всех культурах. На мой взгляд, искоренять его – задача непосильная и бессмысленная, но научить ребят, что такие слова можно использовать не везде и не всегда, вполне реально.

Татьяна Дорожинская, психолог центра «Перезагрузка» Вилейской ЦРБ:

– Мотивы, которыми ребенок руководствуется, используя в своей речи нецензурную лексику, зависят от его возраста.

До 4-5 лет малыши активно пополняют свой словарный запас и повторяют все, что слышат. Особенно это касается эмоционально окрашенных слов. А мат взрослые умеют подать экспрессивно! Ребенок не понимает значения этих слов, но он мгновенно улавливает эмоциональное реагирование взрослых. Ребенок воспринимает мат как некое волшебное слово, которое вызывает ту или иную реакцию у взрослых, поэтому начинает употреблять его снова и снова.

К 5-6 годам дети начинают отличать плохое от хорошего и мат используют в зависимости от реакции взрослого на этот факт. С этого возраста дети могут подражать взрослым. Например, они могут подражать папе, дяде или старшему брату. Именно поэтому в семье, где есть дети, ненормативная лексика должна быть под запретом.

С 6-7 до 11-12 лет ненормативные слова выступают способом нарушить запрет, выйти за рамки, поэкспериментировать с последствиями, почувствовать свои новые возможности и состояния. Этот период выражается протестом и отстаиванием своей «взрослости».

У подростков основным мотивом употребления ругательств является самоутверждение. Для подростка нецензурная лексика – это способ показать принадлежность взрослому миру, мол, «я уже не ребенок», и способ выделиться, преодолеть неуверенность и слабость, и механизм почувствовать себя сопричастным со своими сверстниками, с их тусовкой, и возможность привлечь внимание. Кроме того, это способ разрядки того невероятного напряжения, которое физически и психологически бушует в мире подростка.

Что делать, если ребенок матерится? Действия родителей должны зависеть от причины, по которой их чадо употребляет бранные слова, от ситуации, когда это происходит.
Если речь идет о малышах, то которых вы услышали мат, то в данном случае родителям лучше никак не реагировать, при отсутствии таких выражений в семье интерес у малыша скоро угаснет. Но если это не подействовало и ребенок уже пробует включать нецензурные высказывания в речь, надо с ним поговорить, объяснить, что это нехорошие слова, которые не принято произносить в семье. Детям постарше можно растолковать, что это оскорбления. Если же вдруг ребенок услышал нечаянно брошенное нелитературное слово от самих родителей, то следует за это извиниться, дать понять, что оно вырвалось случайно и что это плохо.

Если корень проблемы в желании подчеркнуть принадлежность к компании сверстников и бранится матом тинейджер лишь в кругу сверстников, при взрослых контролируя свою речь, причин для беспокойства нет. Мудрые родители делают вид, что не услышали случайно вылетевшего слова. Если дома нецензурно никто не ругается, ребенок перестанет материться, как только повзрослеет.

Если все дело в желании продемонстрировать свою независимость, то единственное, чего нужно добиться родителям, чтобы их чадо не бранилось в их присутствии. Обычно для этого достаточно объяснить, что родителям неприятно слышать такие слова, выражения. Если подросток хорошо воспитан и прислушивается к словам родителей, он удовлетворит просьбу не материться в их присутствии. А в кругу сверстников он перестанет ругаться, когда пройдет переходный возраст, а вместе с ним и стремление доказывать свою «крутизну».
Если бранными словами подросток выражает свои чувства, то делает это, скорее всего, в кругу своих сверстников. Если с помощью этих словечек он выражает свою досаду дома – это повод вызвать его на откровенный разговор, поговорить о том, какие эмоции он испытывает, подсказать ему, как быть в этой ситуации, подбодрить. Неплохо также научить ребенка выражать свои чувства литературным языком.
Если дело в подражании взрослым, то единственная возможность исправить ситуацию – это альтернативный пример. Найдите в окружении юного «матершинника» человека, которого он уважает, обратите внимание своего чада на то, что его кумир никогда не выражается неприлично.

Подростковая брань – не такой уж страшный диагноз, как кажется некоторым. В большинстве случаев болезнь проходит с возрастом сама собой. Но если есть признаки того, что мат в устах ребенка – это проявление его агрессии, бездействие недопустимо.
И, главное, учите ребят осознавать свои слова и поступки и нести ответственность за них. Помните: словом можно убить, словом можно спасти.

Полина Гончар, педагог-психолог Вилейской гимназии №2:

– Важно понять, почему дети и подростки говорят матные слова.
Копирование поведения значимых окружающих. Часто в семье родители в разговоре между собой «выражаются». Еще случается, что при помощи мата родители высказывают свою реакцию на некоторые действия своих детей (например, ребенок случайно разбил мамину вазу).

Ощущение себя взрослым. Может проявляться как своеобразная провокация, ребенок изучает реакцию взрослых на любые свои действия. Ребенку приятно понимать, что взрослеет.

Проблемы с самооценкой и самовосприятием. Человек проживает в обществе и ориентируется на оценку своего поведения окружающими, особенно важно, если окружающие дают положительную оценку (хвалят).

Агрессия или протест. Взрослых однозначно должна насторожить такая грубость ребенка.
Случайное употребление слов в речи. Ненормативная лексика часто употребляется людьми в различных ситуациях. Дети могут слышать эти слова и непроизвольно их запоминать, не только отдельные слова, но и связки слов. Не всегда дети четко продумывают каждую свою фразу перед тем, как произнести. Случается, что эти слова непроизвольно появляются в детской речи, а без реакции на недопустимость их употреб­ления, закрепляются в активной лексике.
Низкий словарный запас. Значительная часть матных слов имеет значение негатива и положительной оценки чего-то. Когда у ребенка не хватает лексического запаса, чтобы выразить свою мысль, то на помощь приходят эти универсальные слова. Как же правильно действовать по искоренению матных слов из речи ребенка?
Обязательно обращать внимание на недопустимость употребления матных слов в речи, при каждом случае произнесения ребенком мата (спокойно поговорить, указать, что так нельзя говорить, попросить заменить это слово литературным, уместным в данном высказывании).

Ввести правило на запрет нецензурной брани. Причем этот запрет относится ко всем, кто находится в данной группе общения: мама и папа, дедушка, дядя, учителя, тренеры, другие окружающие.

Оказывать помощь и поддержку ребенку, стараться находить повод для похвалы, тогда ребенок не будет стремиться к деструктивным формам поведения. Побольше времени проводить с ребенком – беседовать, играть, выполнять совместную работу, помогать в учебной деятельности – показывать свою заботу и заинтересованность в благополучии ребенка.

Подготовила Татьяна ШЕРШНЁВА/Фото из архива редакции

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 51 queries