80 лет прошло с тех пор, когда фашисты заживо сожгли 149 жителей деревни Хатынь, среди которых половина – дети. В годы войны трагическая судьба постигла 11 тысяч белорусских деревень и поселков, сожжённых полностью или частично. Учиненные фашистами в Хатыни зверства столь жестоки и запредельно страшны, что современному человеку невероятно трудно принять саму мысль о том, что в середине 20-го века подобное могло происходить. Но факты неумолимы, трагедия Хатыни – не страшный сон, а историческая реальность, которую нам пришлось перенести.
Невольно возникает вопрос: эти чудовищные злодеяния были совершены дикарями? Нет, они не спустились с гор, не прискакали из диких голодных степей. Они приехали из центра Европы на высококачественных автомобилях, танках, бронетранспортерах. Эсэсовцы были одеты не в звериные шкуры, а в стильную, но ставшую для нас символом ужаса и бесчеловечности форму, которую разработал специально для них известный дизайнер Хуго Босс. Многие из них восторгались музыкой Вагнера, цитировали Шиллера и Гейне.
Но можно ли назвать их цивилизованными людьми или хотя бы просто людьми?
Трагедия Хатыни кроме ужаса оставляет много вопросов. Можем ли мы сегодня успокоиться и считать, что вирус фашизма окончательно побежден, поэтому повторение трагедий, подобных хатынской, в будущем полностью исключено? Или же этот вирус продолжает существовать, просто он умело приспособился, мутировал, став менее заметным, и от этого еще более опасным, чем был раньше?
До тех пор, пока приоритетами развития некоторых «развитых» стран будут являться не общечеловеческие ценности, а желание обогащаться, доминировать над другими любой ценой, возможность повторения подобных зверств будет существовать.
Симптомы фашизма мы можем распознать у такого государства, которое, опираясь на экономическую и военную мощь, провозглашает себя вершиной развития, носителем цивилизации и начинает активно всеми возможными средствами навязывать другим странам те ценности и «нормы поведения», которые считает полезными для себя. Например, для исполнения столь высокой миссии как «демократизация» непокорных все средства хороши, в особенности – цветные революции, санкции, ковровые бомбардировки…
Пережив на себе все ужасы фашизма, мы есть и будем исключительно миролюбивым народом. А чтобы это не повторилось, мы просто обязаны хранить, передавать своим детям и внукам историческую память, в том числе и эти страшные страницы истории.
Это наш долг – помнить и рассказывать о злодеяниях фашизма другим. Чтобы не только в Беларуси, но и в других странах умели распознавать его зловещую суть, даже если вирус фашизма тщательно замаскирован «политкорректными» формулировками.
Ольга ШЛЯПО





