Однажды в одном из минских дворов внимание привлёк интересный экземпляр того, что когда-то его владелец гордо называл «авто». Видимо, было это весьма давно, ведь колёса «железного коня» давно спустились и почти вросли в асфальт. Да и авто явно не на ходу. А кто-то даже вывел на стекле «жигулёнка» белым маркером «Куплю» и номер телефона. Несмотря на такую «руку помощи», сей «пейзаж» вот уже на протяжении многих лет по-прежнему «украшает» двор. Может, у автомобиля просто нет хозяина (в жизни ведь бывают разные ситуации)? Оказалось, что и хозяин здравствует, и живёт здесь, в одном из подъездов этого дома, но даже слышать о том, чтобы расстаться с пришедшим в негодность имуществом, категорически не желает. А, между тем, на это место мог припарковать свой автомобиль кто-то из других жильцов. Сколько же ещё лет предстоит стоять этому «острову» среди бурного моря городской жизни?
Описанный случай не единичный. Наверняка, и у вас найдётся уйма подобных примеров.
Но с 1 января 2012 года вступает в силу Указ, который поможет очистить наши дворы от подобного «металлолома». Согласно принятому 9 августа этого года Указа Президента № 348 «О мерах по организации сбора, использования и утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств», с 1 января 2012 года запрещается размещение неэксплуатируемых транспортных средств вне охраняемых мест для хранения, за исключением дворов и придомовых территорий одноквартирных и блокированных жилых домов. Более подробно об этом – в беседе со старшим госавтоинспектором ОГАИ Вилейского РОВД Сергеем НИКОЛАЕВИЧЕМ.
– Сергей Александрович, что изменится с 1 января 2012 года в свете принятого указа №348?
– Принятие указа обусловлено необходимостью законодательного регулирования вопроса утилизации вышедшего из эксплуатации транспорта. Ведь, как утверждают исполнительные комитеты, утилизации подлежит около 4,5 тысяч транспортных средств, вышедших из строя (неэксплуатируемых) и хранящихся на землях общего пользования.
Этот документ должен решить такие задачи, как определение критерия, по которому транспортное средство должно подлежать утилизации, выявление транспортных средств, подлежащих утилизации, и установление их собственников, стимулирование или понуждение собственника утилизировать транспортное средство, а также организация и проведение самой утилизации.
– Каковы критерии, согласно которым транспортное средство считается неиспользуемым со всеми вытекающими последствиями?
– Транспортное средство считается неиспользуемым (НТС), если на нём отсутствуют элементы, предусмотренные конструкцией (стекла салона, колеса, элементы кузова), имеются их деформация либо внешне видимые повреждения, при наличии которых запрещается его участие в дорожном движении и (или) исключается возможность его эксплуатации. К этой категории отнесены транспортные средства, которые не эксплуатируются более полугода со дня истечения срока техосмотра и не поддерживаются в надлежащем состоянии, допускающем возможность их участия в дорожном движении и (или) эксплуатации.
– Какими будут действия соответствующих служб, если в каком-то конкретном дворе обнаружили бесхозное авто?
– План дальнейших действий в этом случае таков. Местные органы направляют собственнику извещение о том, что в течение 30 календарных дней нужно переместить транспортное средство на охраняемую стоянку, привести его в надлежащее состояние или утилизировать. Кстати, в этом извещении сообщается и о порядке утилизации, а также о правовых последствиях невыполнения указанных в извещении требований. Собственник также уведомляется о принудительном перемещении его авто на охраняемую стоянку, признании автомобиля бесхозяйным с последующей передачей в собственность соответствующей административно-территориальной единице и дальнейшей утилизации. Извещение направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о его вручении.
– Сергей Александрович, что будет, если сведения о владельце транспортного средства отсутствуют? И каким образом данная процедура изменится в этом случае?
– Тогда бесхозный автомобиль будут принудительно эвакуировать. Непосредственно перед эвакуацией должностное лицо местного исполнительного и распорядительного органа осмотрит бесхозное авто в присутствии не менее двух незаинтересованных дееспособных совершеннолетних лиц. По результатам осмотра в трех экземплярах будет составлен акт. Первый экземпляр остается у должностного лица, второй – на охраняемой стоянке. Третий – вместе с информацией о расположении охраняемой стоянки, дате принудительного перемещения на нее данного транспортного средства, условиях его возврата и последствиях непредъявления требования о возврате этого транспортного средства – в течение трех календарных дней со дня составления акта направляется собственнику. Если сведения о владельце транспорта отсутствуют, третий экземпляр акта хранится у должностного лица, а при установлении собственника направляется ему в течение трёх календарных дней.
– Есть ли у собственника авто шанс вернуть его? В какой срок это можно сделать?
– В течение трех месяцев со дня помещения транспортного средства на охраняемую стоянку его собственник вправе подать в местный исполнительный и распорядительный орган письменное требование о возврате автомобиля. На основании этого транспортное средство возвращается. При этом его владелец обязан возместить затраты, связанные с принудительным перемещением и хранением. В случае отказа от их возмещения такие затраты взыскиваются в судебном порядке. Если в течение трёх месяцев со дня вручения акта осмотра НТС заявления о возврате автомобиля от его собственника не поступило (3 месяца со дня перемещения НТС на охраняемую стоянку, если собственник не установлен), то это признается отказом от права собственности на автомобиль.
– Что будет с этим автомобилем дальше?
– Затем, не позднее 30 дней, исполком подает в суд заявление о признании неиспользуемого транспортного средства бесхозным и передаче его в собственность соответствующей административно-территориальной единицы. Также в суд направляется исковое заявление о взыскании затрат, связанных с принудительным перемещением и хранением этого транспортного средства, при отказе собственника от их возмещения. О подаче исков извещается собственник транспортного средства.
На основании решения суда о признании такого транспорта бесхозяйным и передаче его в собственность соответствующей административно-территориальной единицы местный исполнительный и распорядительный орган в течение 10 календарных дней со дня приобретения такого права снимает это транспортное средство с учета в ГАИ и осуществляет его утилизацию в порядке, установленном Совмином.
– В какую сумму выльется «услуга» по транспортировке и хранению брошенного железного коня?
– На сегодня стоимость вызова коммерческого эвакуатора для полной погрузки авто – от 100 до 300 тысяч, одни сутки стоянки обойдутся в 10 тысяч. Как видим, в новом году при таком раскладе владельцу придется раскошелиться на круглую сумму за утилизацию некогда любимого авто. Так что лучше решить проблему вовремя.
Подготовила Татьяна ШЕРШНЁВА
Фото автора