Шлях Перамогі

Вилейская районная газета – свежие и интересные новости

В Вилейском районе живет охотовед и «фотоснайпер»

Рыбалка и охота – самое распространенное хобби среди мужчин, но мне посчастливилось найти более интересное занятие, которое переросло в дело всей жизни. В Вилейском районе живет любитель фотоохоты Виктор Козловский. Договорившись с ним о встрече, я направилась в живописное место – в деревню Хотенчицы.

Встреча состоялась около бывшего лесничества «Бережок», Виктор в это время возвращался с очередной фото­охоты. Но вместо ружья – фотоаппарат. Сразу на ум приходит герой из «Простоквашино» Шарик, который весь день бегал за зайцем, чтобы его сфотографировать. Но Виктор на сравнение не обижается, говорит, что уже привык к таким шуткам. Сегодня он наблюдал за зимородком, или, как называет его Виктор Иосифович, kingfisher. Кстати, этот вид птиц занесен в Красную книгу Республики Беларусь. Говорить о дикой природе Виктор Козловский может часами, он знает всех птиц, зверей и каждую травинку. Интересоваться всем этим начал еще в школьные годы.


Виктор родом из Гродненской области. В школьные годы посещал кружок «Юный лесничий»: много времени проводил в лесу, заготавливал веники, собирал травяные сборы, кормил птиц. Ему всегда нравилось ходить в лес и фотографировать зверей. Первое время фотографировал на фотоаппарат «Смена», а в 10 классе родители подарили «Зенит» с объективом. Подростком принимал участие в слете юных натуралистов, в Лесной малой заочной академии. Участвовал в сборах Негорельского лесничества, которое является базой для БГТУ, где позже и получил специальность – инженер лесного хозяйства. Во время учебы вместе с единомышленниками создал фотоклуб любителей дикой природы. На втором курсе Виктор приобрел свой первый профессиональный фотоснайпер «Зенит» с объективом 300 мм. Это была достаточно серьезная вещь, в ней все было продумано до мелочей. Свои лучшие снимки ребята высылали на конкурсы в журнал «Родная природа» и даже занимали первые места. В то время этот журнал был единственным источником, где молодые ребята могли посмотреть профессиональные снимки уже опытных фотографов.

С 1986 по 1991 год у Виктора Козловского был «технический перерыв», так он называет время, когда не занимался фотоохотой. За этот период он окончил университет, переехал из Гродно в Вилейский район, родились дети. В вилейский край Виктора заманил его друг, с которым он учился и дружил в студенческие годы. С 1986 по 1990 год работал помощником лесничего, а с 1990 – лесничим. И только с 1991 года вновь возобновил свое любимое дело с уже новым фотоаппаратом «Canon».

Охотовед, «фотоснайпер» – как только не называют любителей дикой природы. Дом охотоведа находится на самой окраине деревни, дальше только поля и лес. Места здесь и правда очень красивые, не раз из двора дома Виктор делал фотографии косуль, лося и кабана. Во дворе на каждом дереве – скворечник, на ветках елей – гнезда с птенцами, под крышей дома – гнезда мухоловки. Складывается ощущение, что дикая природа сама идет к Виктору. А он знает повадки любого животного. Отправляясь на фотоохоту, хорошо изучает зверя, за которым будет следить. Можно сутками сидеть в ожидании кадра, а уйти домой ни с чем.

Около деревни Хотенчицы фотоохотник уже не раз замечал следы медведя, и чисто случайно однажды в кадр попал мишка. К этой съемке фотоохотник не готовился и даже не строил засады, поэтому при встрече со зверем пришлось импровизировать. Всю съемку проводил из-за небольшого пригорка. Но все же Виктор советует к фотосьемке готовиться, желательно знать, какой зверь обитает в данной местности.

Вспоминает, как зимой охотился на белохвостого орлана в Рассольском районе. Ради красивого снимка просидел 12 часов в специальном шалаше. А недавно заметил гнезда этой птицы в Вилейском районе около рыбхоза.

– Виктор Иосифович, какой зверь Вам нравится больше всего?

– Конечно, лось. Это своего рода такой родной белорусский зверь. Он как «абориген», но тем не менее очень привлекает меня своей красотой. Медведь – сила. Рысь – загадка. Кстати, вы никогда не встретите рысь днем, она выходит на охоту только ночью, а весь день может где-нибудь тихонько лежать, спрятавшись от всех. Как в любом деле, в фотоохоте есть своя пирамида сложности, и вот три хищника, которых сложнее всего заснять: рысь, волк и медведь.

– А Вам удалось снять рысь или волка?

– Да, фото рыси есть, но зверь был далековато от меня. Была уже поздняя осень, поля убраны и немного вечерело, вот в такой момент рысь вышла из леса и сидела на опушке, как кошка, поджав лапки под себя. Чтобы сделать снимок волка, ездил в чернобыльскую зону – это рай для фотографа. Для съемки более экзотических животных нужно куда-то выезжать. К примеру, за фото тетерева ездил в Миорский район. Но последние лет 10 встречаются и в наших лесах. За фотографией глухаря еду на границу с Россией в Витебский район. Витебщина славится глухими местами. Сейчас у нас цель снять медведя. В ближайшие выходные я поеду в Витебский район строить укрытия для фотосьемки, где уже с весны засеяли гектар овса специально для косолапого. Когда овес начнет созревать, медведи обнаружат его и станут выходить на поля. Из укрытия, если повезет, сделаю хорошие снимки.

– Вам не страшно, что во время фотоохоты зверь может напасть? При себе у Вас даже настоящего ружья нет. Или берете для подстраховки?

– Нет, ружья настоящего с собой не ношу. И зверей не убиваю. Знаете, как говорят в народе, «на двух стульях одновременно не усидишь», так вот и я не пытаюсь. Меня больше привлекает фотография. Страшно ли во время съемки? Скорее всего – нет. Просто нужно знать законы дикой природы.

Но однажды я чуть не умер. Был такой случай, в Налибокской пуще во время съемки зубра. Он на меня напал, но я был не один, и друзья помогли мне спастись. Но все равно после этого случая любовь к дикой природе не пропала.

– С какого расстояния снимаете животных?

– С 200 метров плюс-минус.

– Что делаете с полученными фотографиями?

– В основном фото заказывают охотничьи журналы либо журналы о дикой природе. В клубе мы каждый год выпускаем свои календари, там на каждый месяц определенное фото. А лет пять назад в Вилейке даже была выставка моих фотографий. Сейчас я работаю над проектом «Налибокская пуща». Выпустил альбом же о Налибокской пуще. Делаю фильмы о дикой природе. Бывает, лесные хозяйства заказывают у меня какие-либо проекты, берусь за все. Но лето, а именно июнь-июль, самое глухое время для фотоохоты. Все поля засеяны, везде высокая трава, и в таких условиях зверя найти сложнее.

– Есть ли у Вас ученики?

– Конечно. Один, но есть. Ко мне раньше приезжали юные натуралисты из Белгосохоты, мы вместе ходили на зверя. Но ребята молодые, кому-то нравится, а кто-то быстро теряет интерес. Один юноша ко мне ездит. Очень способный молодой человек. Сын мой тоже пошел по моим стопам. А сейчас и внук подрастает, ему, правда, еще полтора годика, но у меня на него большие надежды.

Виктор Козловский предложил отправиться на фотоохоту. Идти пришлось недалеко. Вышли в конец деревни, и свернули к речке Жучок, которая течет за ней. В пути охотовед много рассказывал про живность, которую можно встретить на речке. Но меня интересовал медведь.

– Шансов мало, что он придет, но все возможно, – ответил Виктор Иосифович.

Наш путь к речке проходил через заросший, но очень ароматный луг. Уже ради таких ароматов можно выбираться из душного города в дикую, нетронутую человеком природу. Во время нашего пути в небе раздался свистящий звон…

– Это осоед, – подметил Виктор Иосифович и оперативно навел объектив на ястреба.

– Ну, уже не зря пришли, какой красавец, – показывает результат фотограф.
Минут тридцать в пути и мы на месте. Небольшая речка, а на берегу обустроена палатка метр на метр. Вот отсюда Виктор и делает прекрасные снимки дикой природы. Мы разместились внутри и начали дожидаться удобного кадра. Да, выдержке фотоснайпера чего не оказалось у меня, можно позавидовать. А меня уже через пять минут начали кусать комары и всякие мошки, и появилось желание выбраться из палатки, но, глядя на Виктора, решила не показывать свое негодование. Мои страдания оказались не напрасными, спустя время у речушки показались выдра, бобер, заяц и кулик-черныш.

Это была удачная фото­охота, меньше чем за час в объектив Виктора Козловского попали более 5 видов представителей дикой природы. И, конечно ощущения после фотосъемки остались нереальными, это гораздо круче простой охоты.

Юлия ЖУК/Фото автора и предоставлено Виктором Козловским

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 32 queries