Это строки из стихотворения Анатолия Зусмана «Холокост». К этой теме сегодня возвращаемся снова.
Прошло без малого восемьдесят лет со дня окончания самой кровопролитной войны, затронувшей своим чёрным крылом каждую белорусскую семью – в том страшном вихре погиб каждый третий. Уже совсем немного среди нас тех, кто был непосредственным участником и очевидцем трагических событий и мог рассказать о них. Но, слава Богу, жива память, и она не даёт нам права забыть ужасы войны. Мы всё помним и передаём эту память своим детям и внукам. Чтобы помнили и они и не допустили повторения того ужаса.
Двадцать второй день июня 1941-го. День трагический, перечеркнувший все планы и надежды мирных людей, разделивший их жизнь на «до» и «после». А вскоре Вилейщина, как и многие другие территории, оказалась под вражеской оккупацией. Много можно говорить о тех ужасах, которые довелось пережить мирному населению в то время. А затронуть хочется одну из больных тем – Холокоста, истребления евреев. На Вилейщине фашисты создали для них лагеря смерти – гетто существовали в Вилейке, Долгиново, Куренце, Илье. Издевательства над людьми, их массовые расстрелы фашисты продолжали всё время оккупации. Как свидетельствует статистика, за это время на Вилейщине было истреблено около семи тысяч евреев. Думается, и эта страшная цифра не совсем точная и, скорее всего, её можно увеличивать… Вот что вспоминал о расправе над евреями в Куренце вилейский историк и педагог Александр Наркевич:
«Утро 9 сентября 1942 года было тихим и туманным. Евреев со всех улиц полицаи начали сгонять на площадь. Оттуда под усиленной охраной погнали в конец Мядельской улицы, к мостику. Здесь их закрыли в сараи и дома, и вскоре над этими зданиями взвился чёрный дым… Потом обыскивали дома. Вытаскивали тех, кто спрятался в подвалах и сараях, вели пойманных людей на пожарище и там расстреливали, а трупы бросали в огонь».
По информации Александра Наркевича, только «14 сентября 1941 года фашисты в конце Косутской улицы в Куренце расстреляли 54 евреев, в числе которых было десять женщин и девять детей. А летом 1942 года замучили раввина, а его истерзанный труп бросили на площади для всеобщего устрашения…».
Это свидетельства тех, кто видел все ужасы на свои глаза.
С «еврейской» темой я сталкивалась и тогда, когда в своё время готовила материал о героической семье Аболевичей из Туровщины. Эти люди, рискуя собой, спасли и прятали у себя еврейскую девочку. Но кто-то, узнав об этом, донёс фашистам. Летом 1943-го они налетели на деревню, окружили дом Аболевичей, расстреляли и хозяев с двумя маленькими детьми, и еврейскую девочку… Я побывала на кладбище в Туровщине, нашла могилу героической семьи. А вот место захоронения еврейской девочки найти не получилось – её в тот летний день 1943-го упокоили где-то недалеко от леса, но где конкретно – неизвестно.
В конце прошлого года обратиться к этой теме мне пришлось снова. На этот раз готовила материал об удивительном человеке – советском политруке Николае Киселёве, который осенью 1942-го вывел за линию фронта группу евреев из Долгиново. Так более двухсот человек были спасены от неминуемой смерти. Этот исторический факт лёг в основу фильма «Праведник», который снимался и в нашем районе. А имя Николая Киселёва – в числе шестнадцати уроженцев нашего района, удостоенных высокого звания Праведников народов мира.
В Вилейке живёт неравнодушный к истории, к пережитому во время войны человек – председатель общественного объединения жертв нацизма «Память войны» Яков Дреер. Именно эта организация под руководством Якова Евгеньевича выступила с инициативой создания в нашем городе памятного знака погибшим в годы войны от рук фашистов евреям и людям других национальностей.
— Считаем, что это послужит увековечению памяти жертв нашего народа, станет знаковым местом и для вилейчан, и для гостей города, — отмечает Яков Дреер. – Мы обратились в райисполком, и благодаря пониманию председателя райисполкома Олега Бегунца место для установки памятного знака определено и благоустроено. Отрадно, что не остаются в стороне от этого важного дела отделы райисполкома, общественные объединения, учреждения образования и культуры.
На страницах нашей газеты мы не раз писали о строительстве памятного знака с указанием расчётного счёта, на который желающие могут перечислить средства на благое дело. Некоторые уже внесли свою лепту. Так, вилейчанин Александр Коростелёв перечислил на строительство 1000 рублей. Всего же, по предворительным подсчётам, потребуется около 90000 рублей, поэтому появлению спонсоров организаторы будут рады. Денежные средства с пометкой «На строительство памятного знака» можно перечислять на расчётные счета общественного объединения жертв нацизма «Память войны» (свидетельство о регистрации №06-235 от 17.04.2009 г.):
BY81AKBB31350000000080000000 (бел. руб)
ОАО «Беларусбанк»,
УНП 690508431, код AKBBBY2X;
р/с BY66AKBB31350000000090000000 (евро);
р/с ВY51АКВВЗ1350000000100000000
(доллары США).
Благодарная память потомков – это не что-то непонятное и абстрактное. Нет, это всё то, что мы знаем о пережитом нашими предками и чтим. А памятные знаки – яркое свидетельство того, что мы действительно знаем, помним и благодарны. Вот и памятный знак жертвам Холокоста, который со временем должен появиться в Вилейке, будет тому подтверждением.
Ирина БУДЬКО








