Шлях Перамогі

Вилейская районная газета – свежие и интересные новости

Совхоз «Любань», винзавод и Евгений Миронович в воспоминаниях нашего читателя Виталия Бондарика

Когда проезжаешь агрогородок Любань и мимо сверкающей куполами церкви поворачиваешь на дорогу, ведущую в сторону агрогородка Ижа, то на стоящих вдоль асфальта домах можно прочесть – «улица Заводская».
Казалось бы, что тут особенного, необычного.

Ведь таким образом увековечиваются фамилии известных, прославленных людей, знаменательные события и даты. А почему в данном случае появилось простое, не характерное для сельской местности, слово? Оказывается, история такого названия началась в далеком прошлом, в начале 80-ых годов 19 столетия, когда один из представителей семейной династии Любанских, владевших этими землями, построил небольшую винокурню. Она долгое время снабжала своей веселящей продукцией не только хозяев и их гостей, но и доступна была для простого люда в таверне, стоящей на перекрестке дорог Чурлены-Куренец. Так сложилась ее судьба, что со сменой собственников никому не приходило в голову закрыть это необычное, нужное предприятие. Даже во время второй мировой войны немцы гнали здесь свой «шнапс» и при отступлении не разрушили здание, а может, не успели.

Но как бы там ни было, все-таки самый динамичный период в биографии завода связан с Евгением Мироновичем, который в 1944 году стал его директором.

Уже тогда данный объект имел большую значимость для жителей Любани. Он не только стал местом постоянной работы, надежного заработка, но и служил серьезной поддержкой для животноводства совхоза. При скудных запасах кормов фермы ежедневно получали десятки тонн спиртовой барды. Выполнял он и необычную функцию. В послевоенные годы его гудок утром звал на работу, в середине дня приглашал на обед, а под вечер радовал своим сигналом, сообўая о завершении трудовой смены. И слышали его не только в поселке, но и в окрестных деревнях.

В напряженные периоды полевой страды, когда шла уборка урожая и сырья было в избытке, технологические процессы велись круглосуточно. Для производства нужного для государства продукта на первых порах в основном использовался картофель, а когда сельское хозяйство страны стало крепнуть, в переработку шло зерно озимой ржи, а в последующем – и кукурузы.

Труженики ценили свое место работы, гордились тем, что у них есть возможность, проживая на селе, считать себя заводчанами. Подобное тогда было редкостью для аграрных регио­нов союзных республик. Поэтому не случайно молодые родители в конце 40-ых начале 50-ых годов при регистрации своих детей в графе «место рождения» писали – «спиртзавод»!

Конечно, с юридической точки зрения это было неправильно. Но их патриотический порыв, приподнятое настроение понимали в сельских Советах и не особо возражали.

Возглавив совхоз «Любань» в 1961 году, Евгений Федорович активно начал реализовывать свои амбициозные проекты. Один из них воплотился в реальность в 1966 году, когда первую продукцию выпустил новый винзавод. Параллельно его строительству расширялась и крепла сырьевая база для введенного производства. Вокруг растущего и хорошеющего поселка раскинулся плодовый сад с десятком разнообразных сор­тов яблонь, черешен, груш. Дополняли это великолепие посадки боярышника, айвы, облепихи, шиповника, смородины, клубники, аронии черноплодной.
Все эти ягоды и фрукты, пройдя через умелые руки специалистов и простых работников, находили свое воплощение в разнообразных напитках, которые распространялись по республике и за ее пределами.
Конечно, здесь не было подвалов, заставленных дубовыми бочками, не проводилась многолетняя выдержка виноматериалов.

Технология разрабатывалась под чисто белорусские плоды, а когда со временем удалось приобрести ректификационную установку для очистки спирта, то по качеству выпускаемые изделия не уступали своим аналогам, производимым на крупных предприятиях.

Мне посчастливилось с делегацией Островецкого района в конце 70-х посетить совхоз по изучению опыта работы хозяйства с подсобными цехами. В конце поездки нам предложили продегустировать плодово-ягодное вино, сидр, зубровку. Без преувеличения хочу сказать, что в разнообразии цветов, ароматов предложенных напитков ощущалось нечто особенное, присущее только данному производству. Видимо, необычность всему ассортименту придавала теплота рук исполнителей и энергия любанской земли.

Впоследствии, будучи непосредственным участником сельскохозяйственного производства района, я побывал еще раз в работающих цехах завода и, уходя, взял несколько наклеек, используемых в то время на реализовываемой продукции.

Названия для выпускаемых изделий не лишены были оригинальности и привлекательности. Посудите сами: «Руслан», «Старое танго», «Ароника» – в ее состав кроме яблочного компонента добавлялся сок черноплодной рябины, а плодовое крепкое «Таежный роман», кроме местного сырья, содержало экстракт корня женьшеня!

К сожалению, на этом этапе завершилась почти полуторавековая история предприятия. Давно уже не дымит труба ее котельной, не осталось старинного здания, демонтировано оборудование, на полях нет уже того растениеводчес­кого разнообразия. Осталось лишь название улицы «Заводская» с еле заметным легким плодово-ягодным ароматом, напоминающим, что не одно поколение любанцев долгие годы успешно, с огоньком, занималось интересным, неповторимым для вилейской земли делом!

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 26 queries