Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

Подростковый возраст – особый. Особенности восприятия и взаимоотношений с окружающим миром, влияние компании на незрелую личность, обострённое восприятие критики в свой адрес, неуправляемость и склонность к девиантному поведению – неполный перечень тех качеств, которые характерны молодёжи в эту пору. Это и многое другое легло в основу нашей беседы с психологом Центра здоровья подростков и молодёжи центральной районной больницы Андреем ЧЕРНЯВСКИМ.
IMG_4516– Андрей Олегович, расскажите, что же это за период в развитии ребёнка такой – подростковый,в чём его особенность?
– Подростковый возраст – это сложный и многогранный период в жизни ребёнка, имеющий важнейшее значение в становлении его личности и организма в целом. Его возрастные границы приблизительно равны 12-16 годам. Своеобразие подростка в том, что он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. И родители, и учителя, и взрослые должны строить свои взаимоотношения исходя из развивающегося чувства взрослости подростка. Также подросток включается в различные виды общественно-полезной деятельности,и именно с этим связаны резервы воспитания подростка как гражданина.
– Подростковый возраст – это ведь и период интенсивных физических изменений?
– Совершенно верно. Это период полового созревания и связанного с ним бурного развития и перестройки всех органов и систем организма: интенсивным ростом, повышенным обменом веществ, резким усилением работы желез внутренней секреции.
– Андрей Олегович, часто бывает, что подросток не признаёт никаких правил, приходит в ярость, когда родители призывают его к дисциплине, становится неуправляемым. С чем это связано и как себя вести взрослым в этой ситуации, какую выбрать стратегию?
– Эта ситуация связана с процессом полового созревания у подростка, повышенной возбудимостью и обострённым чувством собственного достоинства. В конфликте контроль сознания снижается, поэтому в таких ситуациях не должно быть никаких разговоров на темы морали. Разговор должен состояться в период затишья, наедине. Не обвинять подростка, а отнестись с пониманием к его проблеме и попытаться разрешить её совместными усилиями – вот то основное, чего следует придерживаться.
– С чем ещё могут быть связаны причины конфликтов между подростком и взрослыми?
– Как я уже говорил, взаимоотношения с подростком необходимо строить, учитывая его чувство взрослости. Чувство взрослости – особая сторона самосознания. Оно проявляется в желании, чтобы и взрослые, и сверстники относились к нему, как к взрослому человеку. Подросток претендует на равноправие в отношениях со старшими и идёт на конфликт, отстаивая свою «взрослую» позицию.
– Действительно, самостоятельность подростка часто ограничивают родители, говоря, в какое время ему быть дома, с кем можно дружить, а с кем – нет. Такое отношение подросток воспринимает в штыки. Можно ли скорректировать поведение родителей по отношению к подростку?
– Конечно, подросток сам должен знать границы своего поведения, а родителям следует устанавливать разумные правила, касающиеся социальной жизни сына или дочери. Но в этот период развития личности подростка взрослый должен научиться договариваться с ним. Вместо того, чтобы категорически говорить: «Чтобы дома был в девять вечера!», нужно узнать, как удобнее. Например:
– Когда ты думаешь возвратиться?
– В одиннадцать.
– Поздновато, хотелось бы раньше… Давай в десять?
Если подросток решит, что надо вернуться в десять вечера, то он и выполнит решение. Проблема обычно не в сути наших требований, а в форме.
– Есть ли повод для беспокойства, когда подружки или друзья у подростка, быстро появляясь, так же быстро и исчезают? Это особенность возраста?
– Такая ситуация в подростковом возрасте не типичная. От того, научится ли подросток находить и беречь друзей, зависит и его будущее в профессии, и в будущей семье, которую на одной влюблённости не построишь. В подростковом возрасте это тревожный сигнал. И одна из возможных причин неразвитости эмпатии подростка – неумение стать на позицию другого человека, почувствовать его настроение, тревоги, волнения и понять их. Родители должны чаще включать детей в мир своих чувств и отношений к близким друзьям. Пусть видят и учатся у вас, как вы рады друзьям и как они вас ждут. У вас проблемы на работе – расскажите о них, вместе составьте план действий.
– Очень часто у подростков вызывает восторг всё то, что неприятно окружающим: нецензурные выражения, аномальное поведение. Они часто разрушают созданное другими, вызывая неприятие у окружающих. Почему подросток демонстрирует свои плохие качества?
– Обычно ребёнок стремится быть хорошим, значимым для окружающих. Совершив какой-либо проступок, он обычно заявляет, что это сделал не он. У ребёнка есть большое желание сохранить своё «Я». Потеряв же надежду на одобрение своих поступков, ребёнок добивается внимания родителей иным путём: выставляет на всеобщее обозрение свою «нехорошесть». Он как бы говорит: «Вы считаете меня плохим? Ну что ж, я всеми силами постараюсь оправдать ваши ожидания». И доказывает это сначала родителям, а затем и другим взрослым.
– Таким образом, эмоциональная поддержка взрослого, его положительная оценка подростка важна?
– Конечно, и в любой трудной ситуации надо помочь подростку не только критически осмыслить своё поведение, но и сохранить общую положительную оценку себя, без которой невозможно ни исправление собственных ошибок, ни дальнейшее полноценное развитие личности. Отсутствие эмоционального благополучия приведёт к формированию конфликтной, неустойчивой самооценки и личностной тревожности. Главное,если вы осуждаете ребёнка за какой-либо проступок, осужайте его действия, но ни в коем случае не личность.
– Если же подросток не увидит подтверждения того, что говорит взрослый, потеряет ли тот авторитет в глазах подростка?
– Несомненно. В подростковый период развивается качественно новый уровень самосознания. У подростка возникает потребность сравнения того, что он узнаёт от взрослых, сверстников, из книг, с помощью средств массовой информации,со своим собственным опытом. Это сравнение подросток делает базой критического суждения об окружающем мире. Он легко замечает ложь и остро реагирует на неё в своём сознании.
– Подводя итог нашей беседе, о чём бы Вы хотели напомнить родителям подростков?
– Только живя в системе норм и требований, существующих для взрослых, подросток может научиться по-взрослому действовать, думать, выполнять разного рода задачи, общаться с людьми. Этот переход на новый тип отношений нелёгок как для взрослого, так и для подростка. Требуется много усилий, понимания и времени в преодолении трудностей. И здесь важна личная позиция взрослого, его положительный пример, а также взаимоотношения между родителями. Во многом от этого зависит то, с какими взглядами подросток пойдёт в свою будущую жизнь. Ведь «…из подростков созидаются поколения…» – писал Ф.М. Достоевский, но это уже другая тема для разговора.
– Спасибо за содержательную беседу. Думаю, информация, озвученная Вами, пригодится нашим читателям.
Подготовила Татьяна ШЕРШНЁВА
Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 129 queries