Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

Сенсорная комната в Вилейке: что это такое, в чем ее польза

В государственном учреждении образования «Вилейский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (ЦКРОиР) получают образование 19 детей с тяжелыми множественными нарушениями, из них 5 обучаются на дому.

В центре созданы необходимые условия для обучения, воспитания и развития «особенных» детей: кабинеты ранней комплексной помощи, диагностический, коррекционный, ресурсный, сенсорная комната.

Посетить сам центр и не познакомиться с его воспитанниками было бы неправильно, поэтому педагог-психолог Надежда Филистович провела меня в дошкольную группу и познакомила со школьниками. Искренняя любовь к своим воспитанникам и обучающимся для сотрудников центра – превыше всего. Именно она помогает создавать особую атмосферу и оказывать компетентную психолого-педагогическую помощь детям с особенностями психофизического развития.

– Дети у нас все разные, – говорит Надежда Михайловна, – и к каждому из них стараемся найти индивидуальный подход! Мы любим их всех и гордимся каждому их новому успеху. Для нас даже маленький шаг наших воспитанников – это уже достижение. Для получения более успешного результата в центре действует сенсорная комната. Это особое помещение, интерьер и оборудование которого в первую очередь направлены на активацию чувственных восприятий, на познание через эмоциональный компонент. Уже давно известен тот факт, что начальной ступенью познания окружающего мира является сенсорное восприятие. Оно оказывает воздействие на анализаторы чувств ребенка. Мягкая цветовая гамма обстановки, рассеянный свет, расслабляющая музыка, мягкие стены и пол – все это способствует снятию мышечного напряжения, тревожности, снижению беспокойства, агрессии, улучшению эмоционального состояния, развитию тактильных ощущений.

Успокаивающая музыка, красочные видеопроекции на стенах и потолке, шарики, меняющие цвета, дарят умиротворение и чувство покоя. В такой комнате детям помогают восстановить внутреннее равновесие, избавиться от негативных эмоций, научиться снимать агрессию. Яркие световые пятна в темноте стимулируют зрительные рецепторы. Комната стимулирует и поддерживает положительное эмоциональное состояние. Обеспечивает быстрое установление эмоционального контакта между детьми, что особо важно в случае нарушений в развитии коммуникативной сферы. Сенсорная комната является реальной и доступной альтернативой для расширения жизненного опыта, насыщения эмоциональной сферы.

Сенсорная комната для детей с особенностями психофизического развития содержит в себе те элементы, которые направлены на развитие определенных органов чувств.

Например, в комнате для ребенка с плохим зрением используется яркий точечный свет, для ребенка с нарушением в опорно-двигательной системе очень важно иметь сухой бассейн, массажные коврики и различные тренажеры для мышц. Специально записанные звуки природы, компоненты действий и просто классические мелодии используются в сенсорном развивающем пространстве детей с проблемами слуха.

– С чего все начиналось, как пришли к идее создать комнату? – интересуюсь я.

– Впервые специальное оснащения для снятия психофизического напряжения, расслабления, создания положительного эмоционального состояния в центре начали использовать лет 10 назад. Тогда еще не было специального помещения с названием «сенсорная комната», но было некоторое оборудование: световой шар, мягкая «таблетка-лежак» с гранулами, мини-фонтанчики. О необходимости создания сенсорной комнаты мы мечтали всегда, понимали, какое значение она имеет для работы с нашими детками. И вот после ремонта и реконструкции помещений центра появилась возможность выделить небольшую комнату, которую мы превратили в «волшебную» сенсорную.

– Как часто дети занимаются в комнате, и сколько времени им на это выделяется?

– Занятия с каждым ребенком проходят два раза в неделю, – отвечает Надежда Михайловна. – Дошкольники занимаются в первой половине дня, школьники – после обеда. Продолжительность занятия зависит от эмоционального состояния ребенка, от интереса к происходящему, но не более 40 минут.

– Возможно, Вы уже обратили внимание, что деткам нравится больше всего?

– Все дети разные и каждый раз они по-разному реагируют на то, что предлагает им специалист. Одни любят слушать музыку, лежать и смотреть на «звездное небо», другие более активные, предпочитают танцевать, двигаться. А больше всего детям нравится именно внимание.

Эта сфера  образования носит название специальная педагогика. На мой взгляд, она является сложной и ответственной. Согласитесь, с этим трудно поспорить. Каждый работник центра совмещает в себе навыки учителя, воспитателя, медицинского и социального работника, организатора, консультанта. И поэтому здесь нет случайных людей. Потому что далеко не для всех забота о чужом ребенке может стать одной из главных составляющих жизни. В центре царит очень теплая дружеская атмосфера, хочется пожелать всем педагогам крепкого здоровья и успехов в их работе. А их воспитанникам – новых побед и удач! Ведь когда любишь то, что делаешь, это обязательно принесет положительные результаты.

Юлия ЖУК/Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 190 queries