Почему близкие не заметили тревожных признаков того, что их родной человек в жизненном тупике и собирается свести счёты с жизнью? Этот вопрос возникает чаще всего, когда специалисты анализируют, сопоставляют факты, обсуждают план работы по раннему выявлению суицидальных рисков.
И у них есть все основания считать, что беду можно было бы предотвратить, если бы родственники внимательнее относились к высказываниям и намерениям суицидентов.
Немного статистики. В 2021 году решение уйти из жизни приняли семь жителей Вилейщины, из них шесть мужчин и одна женщина. Четверо – жители района, трое – города.
Когда идёт расследование каждого конкретного случая, выясняется, что человек совсем не жил отшельником – были и семья, и близкие. Не придали значения словам, не приняли намерения всерьёз, не выслушали, не поддержали, не подсказали… Каждое такое «не» приводит к трагедии и отзывается болью.
– Любой суицид – крик о помощи, – считает психолог Вилейского территориального центра социального обслуживания населения Наталья Хмаренко.
– Суицид – это намеренное, осознанное лишение себя жизни. Эмоционально стабильный человек не будет апеллировать этими понятиями. Если кто-то из вашего окружения заявляет о желании уйти из жизни, в сердцах или прибегая к манипуляции, нужно насторожиться. Люди, которые говорят про самоубийство, никогда не совершают его на самом деле – миф.
За сухими цифрами – семь людей. Семь несвоевременно оборвавшихся жизней. Когда думаешь об этом, понимаешь, что одинокий человек среди людей – не оксюморон и не парадокс. И дороже жизни ничего нет.
Татьяна ШЕРШНЁВА