Заметки с августовской педагогической конференции
Кажется, на этот раз ежегодному учительскому празднику было тесновато в фойе первого этажа городского Дворца культуры. По традиции, августовской педагогической конференции сопутствует уникальный антураж из цветочных композиций, ученических поделок, информационных плакатов – всё то, что доказывает творческую устремлённость обучающего процесса. Всё это присутствовало и нынче. Но только в фойе первого этажа Дворца культуры. На втором – ведутся ремонтные работы. Но в тесноте, говорят, – не в обиде. И композиции из осенних цветов, каждая – со своим особым смыслом, украсили фойе. На каждую хотелось навести объектив фотоаппарата. Но одна «Путь к знаниям», с философским подтекстом, поразила своей оригинальностью. Гимназия №1 «Логос» представила образцы научных изысканий своих воспитанников. Впрочем, старались все. И получилось впечатляюще, интересно, празднично.
«Высокий профессионализм педагога как условие развития инициативной образовательной практики, всесторонней инициативы и формирования национального самосознания обучающихся» – так была обозначена тема конференции. С аналитическим докладом по этому вопросу выступил перед коллегами начальник отдела образования райисполкома Валентин Скаржевский.
Профессионализм кадров
Ориентир в образовании на качество осуществляемых образовательных услуг закономерно ставит в ряд приоритетных задач реализации педагогического процесса высококвалифицированными специалистами. Обеспечение качества любой деятельности зависит от профессионализма деятеля.
Район располагает необходимым кадровым потенциалом, способным обеспечивать развитие системы образования на всех её уровнях. 
Повышается квалификационный и образовательный уровни педагогических работников: процент педагогов с высшей и первой квалификационными категориями увеличился с 60% в 2006 году до 68% в 2010, в общеобразовательных учреждениях 91% педагогов имеют высшее образование, в дошкольных учреждениях – 39%.
Педагогические кадры района регулярно повышают профессиональный уровень через курсовую подготовку, что способствует успешному решению многообразных проблем образовательного процесса.
Курсовая подготовка педагогов Вилейского района организуется совместно с Минским областным институтом развития образования и другими учреждениями, обеспечивающими повышение квалификации.
Достаточно активно используются возможности проведения выездных курсов на базе г.Вилейки.
В первом полугодии 2011 года 143 педагога повысили свою квалификацию в Минском областном институте развития образования. План выполнен на 109%.
Среди наиболее массовых и эффективных форм повышения квалификации педагогических работников центральное место занимают районные методические формирования. В 2010/2011 учебном году методическая сеть района включала: 37 методических объединений, 5 творческих групп, школу молодого специалиста, школу будущего руководителя.
В течение учебного года в рамках районных методических объединений проведено: 58 открытых уроков; 11 мастер-классов; 19 открытых мероприятий специально-организованной деятельности дошкольников; тренинги по разработке памяток, рекомендаций, уроков, изучению наиболее трудных учебных тем, планированию мероприятий и т.д.
Районный фестиваль профессионального мастерства специалистов социально-педагогической и психологической службы «Вместе к успеху» показал хорошую сформированность командного подхода в деятельности специалистов социально-педагогической и психологической службы образовательных учреждений района.
В учреждениях образования Вилейщины идет активная подготовка к участию в областном «Педагогическом марафоне», который, несомненно будет содействовать развитию инновационных идей и перспективных проектов в образовательном пространстве района.
Вместе с тем в вопросе обеспечения системы образования района квалифицированными кадрами существуют проблемы: частая сменяемость педагогов социальных, недостаток учителей иностранного языка, несоответствие образования некоторых воспитателей дошкольных учреждений занимаемой должности.
О качестве дошкольного образования
Инновационные подходы удовлетворяют потребности семьи на образовательные услуги и обеспечивают доступность дошкольного образования в районе. За 2010\2011 учебный год охват детей общественным дошкольным образованием по району составлял 85% (среднеобластной показатель – около 80%). По запросам родителей были открыты: одна санаторная группа на базе яслей-сада № 9 г.Вилейки, 4 интегрированные группы на базе яслей-сада № 5 , № 3 и санаторного яслей-сад № 10 г.Вилейки, адаптационные группы для детей раннего возраста на платной основе на базе яслей-садов №7 и №8 г.Вилейки.
Дополнительными образовательными услугами охвачено 57,4% детей дошкольного возраста. С целью удовлетворения родительского спроса было принято решение о выводе 1-го класса из яслей-сада №5 и размещением его в ОСШ № 5. Однако потребность родителей, проживающих в микрорайоне этого дошкольного учреждения, полностью не удовлетворена. Такой же острый дефицит по обеспечению местами сохраняется и микрорайоне улицы Незалежности, где находятся ясли-сады №№8,10. Выход из этой ситуации мы видим в строительстве нового учебно-педагогического комплекса детский сад-начальная школа в микрорайоне новостроек одновременно с вводом жилья, а пока планируется продолжать вывод 1-х классов из яслей-садов №№8,10 в учреждения общего среднего образования г.Вилейки.
Педагогические коллективы дошкольных учреждений района хорошо понимают, что сохранение и укрепление здоровья воспитанников является приоритетной задачей каждого дошкольного учреждения. В результате слаженной целенаправленной работы в данном направлении в последние годы в районе сохраняется устойчивая тенденция снижения детской заболеваемости. За 2010 год пропуск дней одним ребенком по болезни составил 4,6 дня (по области — 5,2 дня, по республике- 10 дней).
Традиционно низкой сохраняется заболеваемость в дошкольных группах Луковецкого, Селищанского, Язненского, Чурленского, Залесского учебно-педагогических комплексов, Нарочского, Любанского, Людвиновского, Долгиновского детских садов.
Интеллектуально-
творческий потенциал
Работа по развитию интеллектуально-творческого потенциала личности будет успешной, если она будет иметь системный характер, объединять усилия всех заинтересованных сторон: учреждения образования, семьи, общественных и других организаций.
Усилия педагогов направлены на развитие, прежде всего, тех способностей, которые нужны учащемуся для успешного достижения целей, которые он поставил перед собой сам. О результативности работы педагогических коллективов и потенциала по данному направлению свидетельствуют следующие факты.
За последние 5 лет в интеллектуальной копилке района 68 Дипломов третьего (областного) этапа, 16 Дипломов заключительного этапа олимпиады по учебным предметам.
За 2006-2011 годы 41 учащийся учреждений образования района, 21 педагог получили премии Минского областного исполнительного комитета по итогам участия в областном этапе олимпиады по учебным предметам, различного рода конкурсах, конференциях.
В банке данных стипендиатов специального фонда Президента РБ по поддержке талантливых учащихся и студентов с 1997 года – 37 учащихся учреждений образования района.
Научному обществу гимназистов «Шаг в науку» Вилейской гимназии №1 «Логос» оказана финансовая поддержка специальным фондом Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одарённых учащихся и студентов, вручено свидетельство специального фонда.
В целях организации оздоровления и целенаправленной подготовки школьников к результативному участию команды района в различных этапах республиканской олимпиады по учебным предметам, научно-практической конференции учащихся, других интеллектуальных мероприятиях в 2011 году на базе детских оздоровительных лагерей 23 учреждений образования и Вилейского районного образовательно-интеллектуального центра функционировали профильные отряды (группы) для учащихся, высоко мотивированных к изучению отдельных учебных предметов: проведены учебно-тренировочные занятия, педагогами-психологами – психологические тренинги для учащихся.
Традиционно учащиеся Вилейской гимназии №1 «Логос» принимают участие в Международной открытой научно-практической конференции учащихся «Красноречие искусств», которая проводится в гимназии №1 Франциска Скорины г.Минска. В 2011 году 4 учащихся стали победителями этой конференции (руководители — Елена Борисовна Гулецкая, Елена Леонтьевна Мачель, Вячеслав Васильевич Чимирко, Алла Александровна Потапова).
Трое учащихся Вилейской гимназии №1 «Логос» награждены Дипломами 3 степени на Международном форуме учащейся и студенческой молодёжи «Первый шаг в науку – 2011» (г.Минск, июнь 2011 года): Анастасия Петух (учитель — Хотенчик Наталья Анатольевна), Екатерина Иванец (учитель Мачель Елена Леонтьевна), Евгений Гришкевич (учитель Петух Ольга Александровна).
Дипломом 1 степени Министерства образования Республики Беларусь награждена учащаяся общеобразовательной средней школы №3 г.Вилейки Корытько Анна – победитель республиканского творческого проекта для подростков «Безопасный переход-2011» в номинации «Коллекция моделей» (учитель – Порохонько Татьяна Николаевна).
Приоритетными задачами работы с талантливыми детьми являются: объединение усилий педагогов, родителей, других специалистов в целях психолого-педагогической поддержки способных и талантливых детей; укрепление материально-технической базы учреждений, обеспечивающих работу с талантливыми детьми и молодёжью.
Воспитываем патриотов
Модель гражданско-патриотического воспитания будет работать при наличии интересного и необходимого дела, объединяющего детей и взрослых общей заботой и коллективной творческой деятельностью. Таким делом, на наш взгляд, сегодня становится организация в учреждениях музея, поисково-краеведческая деятельность.
В прошедшем учебном году в районе функционировало 17 музеев в учреждениях общего среднего образования по 4-ем профилям: историко-краеведческий, патриотический, этнографический, экологический. Один школьный музей в связи с ликвидацией Карповичского учебно-педагогического комплекса объединен с историко-краеведческим музеем Хотенчицкой средней школы. Двум музеям, историко-краеведческому и литературному государственного учреждения образования «Ильянская общеобразовательная средняя школа им. А.А. Гримотя» присвоено звание «Народный».
Продолжается работа по созданию музейных комнат этнографического профиля в Ильянском яслях-саду и яслях-саду № 11 г.Вилейки. Необходимо активизировать работу по созданию музея образования Вилейщины и открытию его в ближайшее время.
В рамках реализации мероприятий Года предприимчивости проводится работа, направленная на формирование у обучающихся экономического сознания, инициативы и творчества.
С января 2011 года воспитанники туристического клуба «Черепашки» Вилейского районного центра внешкольной работы (руководитель Петух Михаил Николаевич) совместно с международным государственным экологическим университетом им. А.Д.Сахарова работают над реализацией экологического проекта «Криницы для жизни». Цель проекта — сохранение и благоустройство родников. Участники данного проекта обследуют окрестности населенных пунктов, составляют паспорта родников, проводят лабораторные исследования качества воды. Необходимо отметить, что участникам проекта оказана финансовая поддержка в размере более 3 млн.рублей. Выделенные финансовые средства израсходованы на приобретение туристического оборудования, изготовление рекламной продукции и благоустройство родников.
Одарённые дети
За последние годы проведена системная работа по повышению качества проводимых школьных и районных мероприятий, по расширению форм и методов развития творческой одаренности детей. Школьниками и педагогами за участие в областных, республиканских и международных конкурсах по воспитательной работе завоевано 190 наград.
Лучших результатов добились коллективы средней школы № 3 г.Вилейки, Вилейской гимназии № 1 «Логос», Вилейской гимназии № 2, Ильянской средней школы им.А.А.Гримотя, районного центра внешкольной работы.
Ежегодно готовят дипломантов областных и республиканских конкурсов руководители кружков художественного и декоративно-прикладного творчества Каминская Ирина Николаевна, Усатенко Наталья Михайловна, Матюшонок Эдуард Владимирович, Бирилло Мария Генриховна, Пивоваревич Светлана Геронтьевна, Порохонько Татьяна Николаевна, Дубяго Оксана Анатольевна, руководители кружков технического творчества Лешок Дмитрий Александрович, Приц Анатолий Иванович, Ролич Алексей Николаевич, руководитель туристического клуба Петух Михаил Николаевич.
В целом, занятость учащихся по району достаточно высокая: кружковой и секционной деятельностью было охвачено 76% учащихся. Однако сегодня все еще имеют место случаи неполной занятости школьников в свободное от учебы время и, соответственно, совершения ими противоправных поступков.
Особое внимание в новом учебном году необходимо уделять вопросам занятости в свободное от учебы время подростков подучётных категорий. 100 % детей, состоящих на учете в ИДН, должны быть включены в кружковую, секционную, клубную деятельность.
Необходимо четко продумать содержание и формы досуговой деятельности подростков, чтобы предлагаемые ребятам клубы, кружки, секции стали для них еще более привлекательными.
Взаимодействие
Учреждениями образования большая роль отводится повышению педагогической культуры родителей.
Как обеспечить надежную защиту прав и интересов семьи и детей? Насколько реально им можно помочь? Что для этого нужно?
Ответить на эти вопросы и изменить к лучшему сложившуюся ситуацию и сохранить семью может только слаженная работа команды заинтересованных и компетентных людей, а также активное межведомственное взаимодействие всех государственных структур.
В новом учебном году взаимодействие школы и семьи следует организовать на качественно новом уровне, активизировать работу по привлечению родителей обучающихся к участию в воспитательной работе школы.
Инновационные проекты
В 2010/2011 учебном году успешно завершена работа по реализации инновационного проекта «Внедрение модели коррекционно-педагогической помощи школьникам с особенностями психофизического развития» на базе Вилейской специальной общеобразовательной школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи и двух педагогических проектов – «Внедрение плана – мероприятия «Местная повестка на 21 век» в дошкольном учреждении» в санаторном ясли-саду №10 г. Вилейки, «Оптимизация процесса включения детей с особыми потребностями в систему общего среднего образования в условиях создания ресурсно-тренингового центра» в районном центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, средней школы № 5 г.Вилейки.
«Апробация модели ресурсного центра в учреждениях специального образования» — новый экспериментальный проект, над которым начинает с этого года работу Вилейская специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи.
В Вилейской гимназии № 1 «Логос» будет продолжена работа по реализации инновационного проекта «Внедрение модели комплексного сопровождения индивидуального развития высокомотивированных учащихся» и педагогического проекта «Прагматико-романтический подход к изучению географии района (на примере Вилейского района), цель которого — привлечение лучших интеллектуальных и духовных сил учащихся для раскрытия красоты своей малой родины через изучение фактического краеведческого материала и формирование устойчивых романтических ассоциаций
Считаем целесообразным отметить недостаточное участие учреждений образования в разработке и реализации инновационных и педагогических проектов, поэтому в этом учебном году необходимо активизировать работу в данном направлении.
Основным источником развития образования сегодня является инициатива – внутреннее стремление к новым формам деятельности, предприимчивость.
Единственный в республике Интернет-магазин, объединяющий в виртуальном пространстве 26 учреждений профессионально-технического образования Минской области для более активного продвижения своих товаров и услуг, – является воплощением предприимчивости педагогов, учащихся, мастеров производственного обучения. Реализацию проекта осуществляет по поручению управления образования Минского областного исполнительного комитета Игорь Семёнович Китиков, директор Вилейского государственного профессионально-технического колледжа. В 2010 году учащиеся Вилейского государственного профессионально-технического колледжа заработали 782 млн. рублей внебюджетных средств, которые поступили в распоряжение учреждения образования.
В настоящее время перечень товаров и услуг интернет-магазина расширяется за счет предложений отделов образования Минщины
Наш отдел образования также рекламирует в интернет-магазине услуги по автомобильным перевозкам, так как имеет лицензию на данный вид услуг.
Всегда во главе угла любого успеха стоит труд, труд творческий, с инновационным, креативным взглядом на обычные вещи. Чтобы быть успешным, необходимо точно определять цель, идти к ней, верить в себя.
С наступающим днём знаний педагогов Вилейщины поздравил председатель районного исполнительного комитета Евгений Синило. Он отметил достижения районной системы образования, подтверждением которых являются успешное участие учащихся в областных и республиканских олимпиадах, высокий процент их поступления в высшие учебные заведения и то, что стипендиатами специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одарённых детей стали в этом году четыре учащихся учреждений образования района.
«Мы постоянно будем ставить задачи перед руководителями предприятий, хозяйств района, чтобы они не оставались в стороне от проблем образования. За школами и детскими садами закреплены шефы – предприятия и хозяйствах, – констатировал глава районной исполнительной власти. Он же воспользовался случаем, чтобы поблагодарить учащихся и педагогов, принявших участие в уборочной кампании. В тех 86 тысячах тонн зерна, что собраны сегодня Вилейщиной – их несомненный и весомый вклад.
Поздравили участников торжества с наступающим новым учебным годом депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Игорь Спильниченко, председатель областного Совета депутатов Светлана Герасимович. А потом на сцену вышли те, которых 1 сентября позовёт в классы школьный звонок, отметив таким образом начало их трудовой деятельности. Они ещё совсем юные и внешне мало чем отличаются от своих будущих учеников. Но в активе – приобретённый багаж педагогических знаний, которым они предполагают щедро делиться со своими воспитанниками. Тепло и искреннее поздравила молодых педагогов с началом их трудовой биографии заместитель председателя райисполкома Светлана Деруго, пожелав им именно на вилейской земле посадить свои деревья, вырасить детей и обрести таким образом простое человеческое счастье.
Лучшие педагоги получили грамоты и благодарности. От районного исполнительного комитета, областного управления образования и отдела образования райисполкома. Со сцены звучали песни, добрые слова, создавая эмоциональный фон праздника, служащего прологом для напряжённых и успешных будней.
Мария КУЗОВКИНА
Фото автора


