Кто придумал деление на физиков и лириков? Применительно
к Владимиру Науменкову, имя которого на Вилейщине известно многим, оно не работает – Владимир Михайлович реализовался и как учитель физики,
и как талантливый музыкант.

– Я случайно стал учителем, – откровенничает Владимир Михайлович. – Родом я из Витебска. Там в 1964-м закончил одиннадцатилетку, с отличием – музыкальную школу, и должен был идти в армию. Перспектива, которая меня ждала, – 4 года службы в надводном флоте. Что делать? А тут друг, Васька Колосов, предложил поступать в пединститут. Как раз в июле 64-го было постановление, что с институтов, где нет военных кафедр, в армию не брать. Отучившись, служить нужно было только год. В школе я учился хорошо – и решил попробовать.
Геометрия, тригонометрия, алгебра, математика – всё было в одном испытании, вспоминает Владимир Михайлович. И конкурс был серьёзный – 350 человек претендовали на звание студентов. Пройдя испытание безо всякой подготовки, Владимир Науменков поступает в пединститут на физмат. Друг, с которым поступали вместе, через полгода забрал документы и отправился учиться во Львовский геологический, а он – остался. Учёбу на физмате совмещал с учёбой на музыкальном факультете – была такая возможность. И в свободное время играл в оркестре. Поэтому в приложении к диплому было сказано, что выпускник Витебского педагогического института Владимир Науменков может руководить хором и эстрадным оркестром.
В средней школе №1 Вилейки Владимир Науменков 48 лет преподавал музыку и физику. Видя его увлечённость предметом, многие ученики связали свою жизнь с музыкой. Когда Владимир Науменков играет на аккордеоне, звучание инструмента касается души каждого. Поэтому любое его выступление, будь то концерт или конкурс, незамеченным не остаётся ни слушателем, ни жюри. Из недавних наград Владимира Науменкова – медаль лауреата республиканского фестиваля «Не стареют душой ветераны».

А сам аккордеон его жизнь спас дважды. В 1969-м, когда у них с женой уже была дочка, пришла повестка в армию. Цвёл май, когда 240 призывников собрали в Минске, а потом направили в Лунинец. Опросили всех, кто спортсмен, кто художник, кто музыкант. Напротив фамилии Науменков пометили – «аккордеонист». По приезду в Лунинец личные вещи забрали – началось ожидание.
– На третий день меня вызвали в офицерскую комнату – дают аккордеон, зелёный такой, «Красный партизан», – вспоминает Владимир Михайлович. – Ну, я им и «линул»! В ответ услышал: «Остаёшься у нас – пойдёшь в хозвзвод. Физик сам? Будешь аккумуляторщиком и самодеятельность будешь вести». Остальных призывников тогда отправили на остров Даманский…
Там, на реке Уссури, в 1969-м произошли вооружённые столкновения между КНР и СССР, в результате советско-китайского конфликта домой не вернулись многие…
Второй раз аккордеон спас Владимира Науменкова в 1995-м. В аварию он попал по дороге на свадьбу племянника – их машину не пропустил автомобиль, который пошёл на красный. Аккордеон был не пристёгнут – и от удара попал в стойку, разломался пополам, принял удар на себя и спас своего хозяина. «Судьба жить была», – говорит Владимир Михайлович.
Сейчас Владимир Науменков руководит хором ветеранов при Вилейском Дворце культуры, занимается музыкой с учащимися Куренецкой средней школы. А ещё готовится к своему 75-летию, которое отметит 5 октября вскоре после Дня учителя, своего профессионального праздника. Так что же помогло Владимиру Науменкову стать учителем? Обстоятельства? Или судьба? Судьба жить – и судьба учить, хочется дополнить мне слова Владимира Михайловича.
Татьяна ШЕРШНЁВА. Фото автора








