Очередную диалоговую площадку провела редакция на этой неделе. На этот раз она была посвящена подготовке к школе. Мы предложили обсудить психологический аспект темы. В качестве экспертов во встрече приняли участие психиатр-нарколог Вилейской ЦРБ Елена Вейс и педагог-психолог гимназии №2 Полина Гончар. Родители задали немало вопросов.
В частности, людей интересовало: столь плотное увлечение детей смартфонами – это зависимость, как «оторвать» ребенка от смартфона, как помочь детям адаптироваться к учебному процессу после долгих каникул?
ПРИВОДИМ САМОЕ ВАЖНОЕ ИЗ ОТВЕТОВ СПЕЦИАЛИСТОВ.
Елена ВЕЙС:
– Столь плотное увлечение современных школьников смартфонами отвечает всем критериям, по которым определяется зависимость. Она возникает и развивается так же, как любая другая зависимость: неумение справляться с негативными эмоциями – уход в компьютерные игры – проблемы со здоровьем. Почему компьютерные игры так привлекательны для детей – яркая виртуальная реальность и иллюзия контроля вкупе с отсутствием необходимости прилагать усилия.
Исследователи установили, что активным людям, у которых есть много способов самореализации, стать зависимыми от компьютерных игр и бездумного серфинга по социальным сетям не грозит. Но таких, по статистике, всего пять процентов в человеческой популяции. Остальные – в группе риска.

Основной причиной ухода ребенка в виртуальный мир специалисты называют низкую самооценку.
Нужно научить ребенка справляться со стрессами. Ребенок должен получать лайки не в сети, а от значимого близкого. И кстати, дети ищут этого. Исследования продемонстрировали, что дети, говоря о значимости для них лайков, отвечали, что реальная родительская поддержка для них важнее. Родитель должен и может участвовать в создании досуга ребенка. Хорошо бы ориентироваться на развитие тактильных ощущений через привлечение к творчеству.
Зависимость от социальных сетей выражается через погоню за лайками, постоянное сравнение себя с другими и, через это, негативным влиянием на эмоциональную сферу ребенка. Исследователи установили, что люди, «зависающие» в социальных сетях, подолгу просматривающие страницы чужих аккаунтов, склонны к депрессии. Основа – чувство неудовлетворенности: они не соответствуют тиражируемым форматам красоты.
Из «плюсов», которые принесло бурное развитие информационных технологий. Современные дети имеют хорошие навыки поиска информации, у них более развита коммуникативность.
Сегодня невозможно «выключить» ребёнка из мира виртуальный игр и социальных сетей. Единственное, что осталось родителям – не «выключаться» из отношений с ребенком, продолжая развивать адаптивные способности его личности.
Полина ГОНЧАР:
– Увлечение виртуальным миром компьютерных игр и социальных сетей изменило современного ребенка. Клиповое мышление не способствует концентрации и устойчивости внимания. Несмотря на выросшую интеллектуальную развитость, есть проблемы с логичностью и последовательность мышления. То есть современный школьник обладает большим массивом информации, но выстраивать логичное сообщение в силу того, что живет он в мозаичном мире с быстроменяющейся картинкой, ему сложно. Это данность и её надо учитывать.
Чтобы помочь школьнику (особенно начальных и средних классов) адаптироваться к учебному процессу, нужно уже сегодня подумать о переходе с летнего режима на режим, близкий к школьному: раньше будить и раньше укладывать спать. Нужно привлекать ребенка к участию в покупке школьных принадлежностей и одежды. Учитывать его вкусы при выборе. Это помогает получить положительные эмоции, связанные с подготовкой к школе.
Самое главное: подготовить эмоционально. Например, наивно полагать, что дети справились со всем списком полученной на лето литературы.
Важно настроить ребенка, чтобы он мог презентовать то, что прочитал. Чтобы он смог рассказать учителю, что важного вынес из прочитанного. Таким образом минимизировать негатив от оценки, что прочитано мало.
Не стоит ставить глобальный целей – «оторвать» от смартфона. Это уже не получится сделать, а если лишить насильно, то будет психологическая травма, ведь другие имеют возможность играть, а он нет. И еще неизвестно, что хуже.

Нужно общаться со своим ребенком.
Пусть у вас будут семейные ритуалы: совместный завтрак на выходные или обязательный поцелуй на ночь. Пробуйте каждый день немного расширять время личного общения с ребенком. Мы ведь тоже приходим домой уставшие, готовим на автопилоте, потом сами готовы посерфить в интернете. А ребенок это видит и «зеркалит» наше поведение.
Нужно разговаривать с ребенком на любые темы, вовлекать в бытовые дела: пусть вынесет мусор, замешает тесто на блины и т.д. Да, он делает это быстро, часто с неохотой, ведь его оторвали от игры, но у нас еще есть эта возможность – уменьшать его время пребывания в сети. Еще раз повторюсь – нужно общаться со своими детьми, тогда есть вероятность уменьшить искажающее воздействие игр на ребёнка.
Интересное замечание высказала одна из мам, художница, преподаватель ИЗО в центре эстетического воспитания, где и проходила наша встреча, Вера КАВЗАНОВИЧ:
– Я наблюдаю стереотипизацию мышления. Дети не могут нарисовать вид из окна, они остаются в визуальной парадигме увиденных аниме и не могут преодолеть их. Если мы рисуем некие фантазийные вещи, ребята рисуют то, что видят на экране. Познание мира через интернет не ведет к развитию образного мышления. И если говорить о творческой идентичности личности, то развивать это начало у современного ребенка очень сложно. Сложно прорываться через тиражируемые формы изображения, которые прямо «отливаются» в сознании в стабильные, трудно изменяемые конструкты восприятия.

Один из способов, который я практикую, – предложить ребенку найти аналог предмета из виртуального мира в реальности. Например, он что-то строит в майнкрафте, пусть найдет этот камень в жизни, рассмотрит, потрогает, оценит его в живую. И да, важно общение родителей со своими детьми.
Ирина ТРУБАЧ/Фото автора








