Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

Венок своими руками как вариант замены искусственных цветов

Приближаются дни поминовения умерших: День всех святых (1 ноября) и День поминовения усопших (2 ноября) у католиков, родительская Димитриевская суббота (7 ноября) – у православных.

Еще за несколько недель до наступления времени поминовения на улицах города и агрогородсков появляются цветные витрины, заметные издалека. Нам предлагают пластиковые букеты разных расцветок и конфигураций, чтобы украсить могилы умерших родных.

Экологи и Минприроды неустанно призывают отказаться от приобретения пластикового украшения. Статистика, приводимая ведомством, гласит, что после дней поминовения на полигоны твердых бытовых отходов вывозят около миллиона пластиковых цветов.

Вторичной переработке они не подлежат. Сжигать их нельзя – это загрязняет окружающую среду тяжелыми металлами и диоксинами, которые негативно влияют на здоровье людей. Поэтому этот пластик банально захоранивают на полигонах, где он разлагается от 100 до 500 лет, также выделяя в природную среду загрязняющие вещества.

По субъективным оценкам, информационная кампания против пластика на кладбищах имеет эффект. Некоторые люди всё же задумываются о том, стоит ли украшать могилы тем, что несет угрозу живым. Хотя, конечно, вряд ли эколого-философские размышления тут в приоритете. Гораздо более действенным является слово священников, которые также призывают ограничить использование пластиковых цветов на кладбище.

В целом в этом году можно констатировать уменьшение сезонных украшений на погостах. И дело не столько в сознательности, сколько в пандемии COVID-19. Естественно, из-за сложной эпидемиологической ситуации меньше людей пришло на кладбища весной, на Радоницу, меньше придут и сейчас на осенние дни поминовения. Как результат – уменьшится и количество принесенного пластика.

Но что делать, если нам хочется не только убрать могилку, но и навести красоту на ней?

Экологи предлагают альтернативу – живые растения в горшках, многолетники, высаженные в грунт, карликовые кустарники, газон.

А если вы все же чувствуете потребность принести букет – пусть это будут живые цветы. Благо, сейчас цветут хризантемы, да и много других осенних цветов еще есть на приусадебных клумбах.

Мы поговорили с мастером декоративно-прикладного творчества, ремесленником Еленой Киселёвой и предлагаем несколько действительно работающих рекомендаций для тех, кто готов потратить время и усилие на составление композиций из природных материалов, которые не нанесут окружающей среде вреда.

– Нужно понимать, что когда ты сам делаешь нечто своими руками, то этот предмет получает часть твоей энергии. Это не штампованная бездушная вещица. Это предмет, помнящий теплоту человеческих рук, «знающий» мысли его создателя. Мне кажется важным привлекать в процесс создания таких композиций-украшений детей – ведь это они в будущем станут продолжателями традиции – навестить могилы родных людей и помянуть их молитвой. И вот время работы над собиранием букета или композиции – это время вспомнить своих предков и рассказать детям о них. Рассказать какие-то известные вам детали, чтобы предок не остался только именем в сознании ребенка, но был реальным человеком, благодаря которому длится наш род.

В качестве украшения я бы предложила обратить внимание на венок. Он – символ вечности и бесконечности. И принеся его на могилу своего предка, мы символично подтверждаем, что уверены в вечной жизни для человека, о чем нам свидетельствует христианство.

Основой для венка могут быть хвойные, ивовые или березовые ветви. Последние я люблю больше всего – они хорошо сгибаются, держат форму. Это податливый материал, из которого проще всего и быстрее изготовить основу венка. А украсить его можно чем угодно – лентами, сухими цветами, «фонариками» физалиса, кистями винограда, яблочками, разноцветными листьями.

Хороши и сухоцветы в разных красках и размерах, интересные букеты можно составить из ветвей рябины, клена, хвои с цветами или без. Главное – захотеть сделать и понимать, для чего ты это делаешь.

В самом деле – для чего? Удивительно точный и вдохновляющий ответ можно найти у православного священника и проповедника, митрополита Антония Сурожского: «Наша молитва (за усопших) – это акт благодарности и любви постольку, поскольку наша жизнь есть продолжение чего-то, чем жил тот человек. Мы приносим на суд Божий новое свидетельство и молим, чтобы это свидетельство было принято, и благословение Божие обильно снизошло на того, кто так много значил в нашей жизни. И это важно понять: цель такой молитвы – не убедить Бога в чем-то, а принести свидетельство, что человек этот жил не бесплодно: не любя и не пробуждая любви.

Всякий, кто каким бы то ни было образом был источником любви, имеет защиту перед судом Божиим; но на оставшихся лежит долг принести свидетельство о том, что он для них сделал».

Ирина ТРУБАЧ

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 149 queries