Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

Вилейчанин рассказал, страшно ли прыгать на мотоцикле и почему мотоспорт – не массовый вид

Сегодня в Беларуси поздравляют работников физической культуры и спорта с профессиональным праздником. На Вилейщине немало семей, где родители, будучи профессиональными спортсменами или тренерами, увлекли спортом и своих детей. Например, Галина Леонидовна Перепечина, которую многие в нашем городе знают как учителя физкультуры и не меньшее количество горожан – как тренера по плаванию.

С открытия ЦФОР «Сатурн» в 2006 году она была здесь трудится инструктором по плаванию. Уже пять лет является тренером-преподавателем СДЮШОР Вилейского райисполкома. Вместе с коллегами Галина Леонидовна подготовила немало пловцов, которые демонстрируют отличные результаты на соревнованиях различного уровня.

Но если вы подумали, что любимый спорт семьи Перепечиных – плавание, то вы ошиблись.

Внук Галины Леонидовны увлекается футболом. К слову, на днях Ян Перепечин, учащийся 11 класса гимназии №2, принимал участие в республиканской олимпиаде по физкультуре, где он показал отличные результаты и был отмечен дипломом II степени. А вот сын Андрей – занимается мотоспортом.

На самом исходе советской эпохи он шестилетним мальчишкой побывал на мотокроссе в Ошмянах и впечатлился мотоспортом на всю жизнь. Рев моторов, скорость, пыль – это поразило мальчишку. И в 28 лет Андрей осуществил мечту – купил кроссовый мотоцикл и стал тренироваться. А вместе с ним такой же спортинвентарь (а кроссовые мотоциклы именно инвентарь) приобрели и начали тренировки Евгений Шленсков, Анатолий Ратников, Дмитрий Наркевич, Михаил Ратников. У вилейского мотоспорта открылось второе дыхание, если первым считать развитие мотоспорта в советское время.

Мы встретились с Андреем Перепечиным и попросили популярно объяснить, в чём разница между мотокроссом и эндуро, узнали, не страшно ли прыгать на мотоцикле и почему мотоспорт – не массовый вид.

– Начнем с обывательского вопроса: Вам не страшно? Это же очень травмоопасный вид спорта. Зачем Вам это нужно?

– В мотоспорт меня привела детская мечта. Она стала реальностью, только когда я стал хорошо зарабатывать и смог купить свой первый кроссовый мотоцикл. Мотокросс, которым я сейчас занимаюсь, мне приносит огромное удовольствие. Я считаю себя счастливым человеком – у меня есть любимое увлечение, которое изменило мой образ жизни, сделав его более интересным и насыщенным.

– Вы сказали, что мотокросс изменил Вашу жизнь. В чем конкретно?

– Как в любом спорте, здесь невозможно без труда. Тренировки требуют максимальной отдачи, а между ними идет каждодневная работа по поддержанию организма в оптимальной физической форме. Я это понял не сразу: думал, что только моего желания хватит для результата. Но кавалерийским наскоком здесь многого не добьешься. Очень скоро стало понятно, чтобы тело не ограничивало, а соответствовало моему стремлению, нужно его тренировать. Отказался от курения и алкоголя, потому что заметил, что они негативно влияют на мою физическую форму. Я пересмотрел систему питания в сторону потребления полезных продуктов. Увеличил кардионагрузку – пробежки, поездки на велосипеде, плавание, если есть возможность. Почему это важно? Развитый мышечный костяк поможет тебе в случае падения: группируешься и таким образом уменьшаешь степень внешнего воздействия. Наверное, вы наблюдали ситуации, когда гонщик упал, поднялся и погнал дальше. Значит, он в прекрасной физической форме.

И, конечно, сформировался интересный дня меня круг общения. Это тоже здорово.

– Андрей, объясните мотодилетантам в моем лице различия мотокросса и эндуро. Знаю, что Вы выступали в обеих дисциплинах, на чём-то остановились сейчас?

– Мотокросс – движение по искусственно созданной замкнутой трассе, на которой имеются возвышенности, трамплины, повороты. Цель – быстрее соперников достигнуть финиша. Прыжок – элемент не обязательный для выполнения, но он экономит время прохождения трассы, а здесь доли секунды имеют значение. Эндуро – также движение по пересеченной местности на время, но в условиях природного ландшафта. Здесь меньше скорость, но техника выполнения не менее (если не более) сложная. Я занимался эндуро. В 2017 году в личном республиканском зачете занял второе место. А наша команда Vileika Cross Stars тогда была первой.

Но больше все же люблю мотокросс, в нем выше скорости. Вообще говоря, скорости в мотоспорте в абсолютных величинах небольшие – около 50 км в час, но сложные препятствия многократно усиливают риски и, соответственно, драйв. В 2018 году у меня было 2-е место на чемпионате Беларуси в Барановичах.

– Где Вы тренируетесь?

– Спасибо директору Вилейского госколледжа Игорю Китикову. Он разрешил нам пользоваться старым автодромом. Мы готовим трассу самостоятельно: нанимаем грейдер, который ровняет площадку, формирует возвышенности. А также ездим на мотоплощадку в Молодечно, но тоже принимаем финансовое участие в ее подготовке.

– Мы уже поняли, что мотоспорт – дорогое удовольствие…

– Так и есть. И в этом одна из главных причин, почему он в нашей стране не столь популярен. Мне рассказывали родители: в советские времена на Вилейщине были объединения мотолюбителей. Они существовали при предприятиях. Например, знаю точно, что сильные мотоспортсмены были в зверосовхозе «Белорусский». А все потому, что хозяйство спонсировало выступления, закупало мотоциклы – вкладывалось в развитие. Сейчас централизованной финансовой помощи нет, а спорт затратный. Поэтому белорусские спортсмены мало участвуют в международных соревнованиях – это дорого. Нужны спонсоры, а одному это не подъемно финансово.

– А вот конкретно Вам, во сколько обходится такое увлечение?

– Давайте прикинем. Мой сегодняшний кроссовый мотоцикл стоит порядка 4000 евро, экипировка – более тысячи долларов. Доставка мотоциклета до места соревнований, бензин, покупка лицензии Белорусской федерации мотоциклетных видов спорта – это своеобразный допуск к соревнованиям, непосредственный взнос за участие. Это около 100 долларов. И потом, если мы тренируемся, значит самостоятельно готовим трассу, а услуги грейдера тоже недешевы. Участие же в международных соревнованиях обходится в сумму от трех тысяч долларов.

– Андрей, а что представляет собой мотоспорт в Беларуси сегодня?

– При поддержке ДОСААФ существует Белорусская федерация мотоциклетных видов спорта, которая объединяет профессионалов и любителей. Я – любитель, но есть ребята, которые профессионально занимаются мото-спортом с детства. На республиканских соревнованиях по мотокроссу и эндуро, как правило, участвуют около полусотни человек. Новенькие приходят, но не столь часто. Например, сейчас в Вилейке двое ребят, с которыми мы начинали, уже не занимаются. Приходят новенькие, но насколько они задержатся в этом спорте, покажет время. Сильные гонщики есть в Молодечно, Гродно, Волковыске, Щучине, Орше. Ну, и нам с ребятами приятно, что мы достойно представляем Вилейку.

Ирина ТРУБАЧ/Фото Вероники СТАТИНО

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
НОВОСТИ РУБРИКИ
Яндекс.Метрика 145 queries