Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

В Доме ремесел создают уникальную коллекцию пасхальных яиц

Вилейский мастер Наталья Сидерчик готовит их в технике росписи цветной глиной для экспозиции музея Дома ремесел

Уже практически 15 лет в деревне Избино под Вилейкой действует музей пасхальной росписи яиц. Здесь можно увидеть более 500 расписанных в самых разнообразных техниках яиц: от традиционных писанок, дряпанок, крапанок и окрашенных луковичной шалухой до оформленных в художественной масляной росписи, апликацией соломкой, бисером.

Десятки возрожденных традиционных и созданных новаторских техник росписи – это дело рук мастеров Дома ремесел, которые постоянно находятся в творческом поиске.

Ещё в начале 2000-х годов, когда только появилась идея возрождения традиционной писанки Вилейщины и создания уникального музея, мастер Дома ремесел Наталья Сидерчик перенимала от старожилов района традицию росписи пасхальных яиц с помощью воска. Бабушки с удовольствием делились орнаментальными узорами и техниками росписи в соответствии с традиционными образцами, которые передавались из поколения в поколение.

Сейчас Наталья Сидерчик готовит новую коллекцию керамических яиц для экспозиции музея в технике росписи цветной глиной – ангобом, представляющим подглазурную краску по керамике, которая состоит из глины и цветных пигментов. Эта совершенно уникальная техника, которая сочетает в себе черты традиционной ангобной белорусской росписи с техникой итальянских мастеров росписи, называемой сграффито. В буквальном переводе сграффито – это выцарапывание. Данная техника подразумевает вначале нанесение нескольких слоёв, а после, до высыхания последнего слоя и снятие его в строго определенных местах. Таким образом формируется объемный рисунок или орнамент. Отчасти такая техника напоминает барельеф и фрески.

– Это совершенно новая техника, которую мы используем для создания коллекции керамических изделий, в том числе и коллекции яиц, – рассказывает Наталья. – Есть вариант, когда я процарапываю орнамент или рисунок и заполняю его цветными глинами, либо, наоборот – поверхность черепка маскирую цветными ангобами, а затем выцарапываю рисунок. Использую варианты создания изделий, в которых соединяются две техники – прорезной рисунок и процарапывание.

Надо отметить, что все рисунки и орнаменты на пасхальных керамических яйцах, созданных Натальей Сидерчик, основываются на традиционных белорусских мотивах. Здесь и солярные геометрические знаки, мотивы орнаментов, которые используются в ткачестве, вытинанке или растительный орнамент из белорусской вышивки. Рассматривая новую коллекцию керамических яиц, сразу обращаешь внимание на тонкое сочетание цветов глины с точно выполненным рисунком. Кстати, на создание каждого экземпляра керамического яйца у мастера уходит до 14 часов.

– Эта техника не столько сложная, сколько кропотливая, – делится секретами мастерства Наталья. – При работе рука должна быть твердая – если процарапаешь рисунок где-то не так, то исправить уже невозможно, необходимо все делать заново.

К пасхальным праздникам музей традиционной росписи яиц в Вилейском районном Доме ремесел полностью обновил свою экспозицию. Здесь появились даже расписанные в исконно белорусских техниках перепелиные, утиные и гусиные яйца, которые мастера окрашивали в капустных листьях, ржавых гвоздях, а также яйца, созданные с помощью декоративной штукатурки, и многое другое.

Сергей ГОНЧАР/Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
НОВОСТИ РУБРИКИ
Яндекс.Метрика 147 queries